Сотрудники АНО «ИИТО» обладают значительным опытом проведения научно-исследовательских и научно-методических работ в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, науке и культуре, в том числе по заказу отдельных учебных заведений, органов управления образованием и международных организаций. Для реализации исследовательских проектов создаются распределенные коллективы, в том числе с привлечением ведущих международных экспертов. Работы выполняются в соответствии с зарубежными и российскими академическими стандартами.
В последнее время основной областью исследований является изучение дидактических, методических, организационных и иных аспектов художественного образования и эстетического воспитания в новых информационных средах. Работы проводятся в соответствии методологией изучения информационного взаимодействия всех субъектов художественного образования и эстетического воспитания на основе анализа коммуникативной сущности базовых эстетических отношений и учебных действий. Большинство исследовательских проектов АНО «ИИТО» являются междисциплинарными и реализуются на пересечении компьютерных технологий, информационного менеджмента и педагогики искусства.
Основным направлением исследований является изучение возможностей новых информационных сред для:
— выявления и вовлечения одаренных детей в занятия искусством, мотивирования их познавательной и творческой деятельности;
— организации и управления групповыми формами образовательной и эстетической активности детей и подростков в социальных медиа, включая социальные сети;
— удаленного обучения искусству и применения дистанционных образовательных технологий;
— разработки трансмедийных учебных материалов и раскрытия потенциала междисциплинарности художественного образования;
— реализации принципа «академической инклюзии» и применения технологий виртуальных миров и цифровых музеев;
— эффективного применения «игрофикации» и других современных информационно-деятельностных форм обучения и воспитания;
— создания и поддержки детско-взрослых сообществ (включая родителей обучающихся);
— взаимодействия с внешней социокультурной средой (от локального сообщества до представителей «большого искусства»);
— организации учебной, творческой и культурно-просветительской деятельности в сетевом формате совместно с учреждениями образования, культуры и науки;
— интеграции школ и учреждений допобразования и преодоления барьеров межведомственного взаимодействия в художественном образовании;
— реализации новых информационных и организационно-экономических моделей образования в сфере искусства, включая государственно-частное партнерство.
В рамках своей исследовательской программы АНО «ИИТО» сотрудничает с такими научными и методическими центрами, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и Российская академия музыки им. Гнесиных, Российский государственный гуманитарный университет, Центр непрерывного художественного образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Институт художественного образования Российской академии образования, Федеральный институт развития образования, Союз педагогов-художников и Творческий союз художников России, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
Отдельная программа сотрудничества выполняется совместно с Московским институтом развития образования, в рамках которой в 2014 году АНО «ИИТО» принял участие в двух мероприятиях – в конференции «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений» и научно-практическом семинаре «Современные факторы развития художественного образования в системе общего образования». В рамках этого взаимодействия директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов стал членом авторского коллектива, подготовившего коллективную монографию «Модели художественного воспитания обучающихся в укрупненных образовательных комплексах мегаполиса», изданную на основании гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства в 2014 году.
Среди тематических направлений исследовательской программы АНО «ИИТО» можно выделить применение ИКТ в музейной и театральной педагогике, а также аналитические обзоры по текущему положению и перспективам применения отдельных видов технологий в системе образования. Выполняются также научные работы по оценке данных в разрезе отдельной отрасли, территории, возрастной категории или уровня образования – как, например, на научно-практической конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова «Возрасты образования: социальное и личностное измерения» в октябре 2013 г. В рамках деятельности Ассоциации философов образования проводится работа по прояснению категориального аппарата и терминологической практики применения в сфере образования базовых понятий и концептов.
В исследовательской работе Института используется международный опыт его сотрудников. Так, в ноябре 2017 г. директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов выступил на всероссийской конференции Всероссийской конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования» с сообщением «Международный опыт работы с одаренными детьми (по материалам ЮНЕСКО)». В нем, на основе собственного опыта работы в ЮНЕСКО и с привлечением основных документов ООН по обеспечению прав детей и принципов художественного образования, он рассказал об основных подходах к работе с одаренными детьми в зарубежных странах. Основное внимание было уделено практике решения двух важнейших организационно-методических проблем: дифференциации детей по способностям (инклюзия или выделение в отдельные группы) и диагностике одаренности детей (по реальным достижениям или по оценке потенциала развития).
О других направлениях деятельности АНО «ИИТО» информация представлена на соответствующих страницах этого сайта – «Разработки», «Обучение», «ДШИ.онлайн», «СОНКО» и «Международное сотрудничество». Перечень некоторых из завершенных проектов размещен на странице «Проекты», а новости и информация о последних событиях – в «Хронике».