АНО "ИИТО"



 

Детская школа искусств онлайн

Уважаемые посетители сайта! На этой странице описывается главное для АНО «ИИТО» в последние годы направление деятельности – эстетическое воспитание и художественное образование детей и подростков с применением цифровых сред. Базовым проектом по этому направлению является «Детская школа искусств онлайн, ДШИ.онлайн», по которому мы уже получили два гранта, информация о которых приведена ниже. Дополнительные сведения можно получить из публикации в журнале «Дом культуры» за март 2019 г. Вы также можете посмотреть презентационный фильм о ДШИ.онлайн.

В связи с расширением проекта АНО «ИИТО» приглашает организации основного и дополнительного образования детей и учреждения культуры к сотрудничеству, подробнее о возможностях взаимодействия см. в отдельном материале на сайте ДШИ.онлайн (открыть PDF-файл в новой вкладке). Для первичной регистрации партнерской организации заполните, пожалуйста, небольшую веб-форму.

Мы также будем рады совместной работе с авторами курсов и преподавателями музыки, изобразительного искусства, хореографии, МХК, дизайна и моды, архитектуры, словесности, театра и других специалистов в области художественного образования и эстетического воспитания. Для начала взаимодействия просим специалистов присылать свои резюме по электронной почте на адрес job@ano-iito.ru.

Остальные контактные данные можно найти на соответствующей странице сайта.

Грант Президента Российской Федерации (2018 г.)

В ноябре 2018 года АНО «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО») получила грант Президента России  на выполнение проекта ДШИ.онлайн. Целью проекта является эстетическое просвещение детей и подростков в повседневной жизни – вне школ искусств и дворцов творчества – за счет использования новых социально-медийных технологий коммуникации и взаимодействия в сети Интернет, привлечения модернизированных методик отечественной педагогики искусства и организации межсекторального взаимодействия некоммерческих организаций, системы образования и профессиональных сообществ.

ДШИ.онлайн – это проект по привлечению уникального потенциала отечественной художественной педагогики для эстетического просвещения детей и подростков в повседневной жизни, за стенами школ искусств и дворцов творчества. Для достижения этой цели ДШИ.онлайн придет в естественное для «цифровых аборигенов» пространство Интернета и будет использовать новейшие методы взаимодействия в социальных медиа. Опираясь на модернизированные для цифровых сред лучшие методики нашей педагогики искусства, ДШИ.онлайн будет продвигать в сети позитивные контент и групповые активности, помогая детям приобщиться к академическому и народному художественному наследию, делая его востребованным в самых разных ситуациях – при поиске своего стиля в одежде, на праздниках, в общении, на досуге и т.д.

По данным  «Лаборатория Касперского», российские дети проводят в Интернете больше времени, чем их сверстники за рубежом: почти постоянно в Сети находятся 56% всех опрошенных несовершеннолетних, в США и Европе – 51% и 40% соответственно. За последние годы массовым стал ежедневный просмотр детьми видеоконтента на Youtube (48% в 0–12 лет), использование мессенджеров (35% в 8–12 лет), общение детей с 8–10 лет в социальных сетях (36% в 8–12 лет). Мобильные игры на гаджетах стали ежедневным видом досуга для каждого второго ребенка с рождения до 12 лет. Во многих случаях специалисты уже говорят об интернет-зависимости, деформирующей физическое, умственное и социальное развитие детей.

Негативными последствиями чревато не только количество времени, уделяемое интернету детьми, но и качество «потребляемого» ими контента. Сеть стала определяющим фактором эстетического развития детей, задающим представления о прекрасном и безобразном, формирующим приверженность той или иной культурной традиции. При том, что эстетический уровень коммерческого развлекательного контента чаще всего невысок, коммерческие сервисы эффективно используют технологии сетевого вовлечения. С другой стороны, ценности и активность традиционной культуры мало представлены в виртуальном пространстве, которое находится за рамками внимания художественно-эстетической педагогики. Школы искусств ограничены госзаданием, не предусматривающим работу с детьми в интернете, а энтузиасты-педагоги часто не владеют необходимыми навыками.

Актуальность проблемы возросла в связи с сокращением сети школ искусств, оптимизацией допобразования и уменьшением часов на ИЗО и музыку в средних школах. Особенно сложное положение – в малых городах и удаленных поселках.

Проект «ДШИ.онлайн» является развитием деятельности АНО «ИИТО» в поиске новых моделей эстетически мотивированного информационного взаимодействия в цифровых средах между учителями и учениками и между самими детьми. Она включает исследования, публикации, проведение конференций по детскому цифровому пост-фольклору, повышение квалификации педагогов эстетического цикла, а также общественное обсуждение указанных проблем  и участие в дискуссиях в педагогическом сообществе.

Тематические направления «мода и стиль», «праздники и обряды», «декор и ИЗО», «музыка и танец» были отобраны в ходе предыдущей деятельности АНО «ИИТО» в области эстетического просвещения в сети. Для каждого из направлений созданы дистанционные курсы на специальном вебсайте, просветительские видеофильмы и группы в социальных сетях. В результате тысячи детей и подростков вовлечены в творческие практики и охвачены информационной, методической, творческой, организационной, навигационной и коммуникационной поддержкой.

Задачи проекта:

— разработка четырех дистанционных интерактивных просветительских курсов для детей и подростков и видеофильмов для привлечения целевой аудитории в Интернете;

— разработка и поддержка многофункционального образовательного вебсайта проекта;

— обучение преподавателей (тьюторов) проекта и волонтеров-студентов из художественных и педагогических колледжей и вузов работе на образовательном вебсайте проекта и в социальных медиа;

— интеграция контента ДШИ.онлайн с сайтами школ искусств и других организаций допобразования в пилотных регионах;

— проведение онлайн-обучения и консультирования, предоставление на образовательном вебсайте проекта информационной, методической, творческой, организационной, навигационной и коммуникационной поддержки детям и подросткам — пользователям ДШИ.онлайн;

— создание и ведение образовательных групп и сообществ в социальных медиа по каждому тематическому направлению проекта;

— информирование педагогической и родительской общественности для расширения круга пользователей ДШИ.онлайн и создание условий для обеспечения длительного и устойчивого доступа к разработанным материалам и сервисам.

Онлайн формат ДШИ.онлайн определяет направленность  работы на максимальную доступность эстетического просвещения, в т.ч. для детей с ОВЗ, из «трудных» и малообеспеченных семей, в поселках без школ искусств. Специфика используемых в ДШИ.онлайн технологий обеспечивает высокий уровень вовлечения детей за счет интерактивности и игрофикации, «вирусного» распространения, интенсивного обсуждения и обмена результатами творчества и т.д. Заинтересовавшимся в развитии своих художественных навыков детям ДШИ.онлайн подскажет – отвлекая их от компьютеров – где можно пройти очное обучение. В этом проекту помогут партнеры: организации допобразования в пяти пилотных регионах и профессиональные союзы педагогов искусства с филиалами по всей стране.

Статус НКО поможет проекту стать связующим звеном между ограниченными ведомственными рамками организациями допобразования и реальными эстетическими практиками детей и подростков, во многом определяемыми сегодня виртуальной средой. Для этой цели предусмотрено взаимодействие с ведущими центрами художественного образования страны, поддержавшими проект. С другой стороны, эксперты из этих организаций и волонтеры-студенты художественных и педагогических училищ и вузов в рамках ДШИ.онлайн обучатся навыкам работы в сети, используя постфольклорные Интернет-практики детей и подростков (мемы, флешмобы, стриминг и т.д.).

Грант Мэра г. Москвы (2019 г.)

В развитие проекта ДШИ.онлайн, в сентябре 2019 года АНО  «ИИТО» выиграла грант Мэра г. Москвы на реализацию проекта «Детские трансмедиа арт-мастерские».

Проект нацелен на борьбу с интернет-зависимостью и сетевыми негативными практиками детей. 50 арт-мастерских в парках (с их благоприятной физической средой) и библиотеках (с их книжными ресурсами) будут вовлекать детей в развивающую деятельность в реальном мире: неделя онлайн подготовки – очная арт-мастерская – неделя онлайн выполнения заданий. Модель проекта позволит преодолеть межведомственные барьеры в построении интегрированного пространства эстетического развития детей, объединяющего полезную и безопасную интернет-среду и очные мероприятия. Проект будет выполняться на базе уже разработанной (в рамках проекта ДШИ.онлайн, поддержанного Президентским грантом) линейки трансмедийных курсов эстетического воспитания и сформированной команды преподавателей и программистов. Подписаны соглашения с пятью парками и с июня 2019 г. программа реализуется за счет собственных средств. Две централизованные библиотечные системы согласовали проведение совместных трансмедийных арт-мастерских.

Территория реализации проекта: центральный АО, Восточный АО, Западный АО, Троицкий и Новомосковский АО г. Москвы.

Конечная цель проекта: снижение уровня интернет-зависимости детей и отвлечение их от негативного сетевого контента путем проведения совместной с парками и библиотеками москвы программы из 50 интегрированных (гибридных) трансмедийных арт-мастерских, изначально – на методическом и технологическом уровне – объединяющих преимущества онлайн и оффлайн активностей.

Задачи проекта:

— подготовка и согласование с партнерскими организациями соглашений, локальных нормативных актов и регламентов проведения серии трансмедиа арт-мастерских в рамках межведомственного и межсекторального взаимодействия;

— оптимизация линейки курсов и мастер-классов ДШИ.онлайн для целей проекта;

— инструктирование преподавателей, координаторов и волонтеров;

— доработка тематических групп и сообществ проекта в соцсетях, интеграция совместных информационных пространств с партнерскими организациями;

— проведение кампании по набору обучающихся;

— проведение 25 трансмедиа арт-мастерских в партнерских парках и библиотеках Москвы;

— накопление, систематизация, анализ полученного опыта, а также подготовка предложений по корректировке реализуемых в проекте подходов и технологий для развития и масштабирования инициативы.

Срок реализации проекта «Детские трансмедиа арт-мастерские» — с 01 ноября 2019 г. по 31 августа 2020 г.

 

Проект «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» (2020 г.)

«ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» – это проект по дистанционному эстетическому воспитанию и культурному просвещению детей и подростков до 17 лет, проходящих стационарное или амбулаторное лечение любой продолжительности, а также, по отдельным нозологиям – детей с ОВЗ. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов в 2020 году.

Цель проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» – сделать при помощи дистанционных образовательных технологий (в т.ч. цифровых инструментов, трансмедийных методик обучения и технологий искусственного интеллекта) доступным неформальное дополнительное образование для детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение и (по отдельным нозологиям) детей с ОВЗ и, тем самым, способствовать их образовательной инклюзии и социально-культурной адаптации.

Основными инновациями в проекте станут:

— индивидуализация/профилирование обучения по режиму, виду заболевания, веб-доступности и возрасту;

— программные роботы управления учебной нагрузкой и агрегация с сервисами родительского контроля в соответствии с требованиями СанПиНов;

— трансмедийность – изначальное проектирование курсов с дидактически обоснованными взаимными переходами из электронной среды в очную, в соцмедийную, в бумажную и т.д.;

— использование соцсетей для предотвращения социально-психологической изоляции и десоциализации;

— «смешанное» и «перевернутое» обучение для персонализации траекторий обучения:  теория дается в онлайн, а практика, где это возможно – очно;

— применение чат-ботов со встроенным искусственным интеллектом для повышения интерактивности и обеспечения доступности курсов в любое время;

— групповые задания, адекватная игрофикация и театрализация для предотвращения десоциализации, в т.ч. в условиях стационара;

— индивидуальное сопровождение куратором по инклюзивному обучению;

— привлечение пациентских и волонтерских организаций;

— вовлечение родителей через цифровую среду для психолого-социальной реабилитации всех членов семьи.

Для целей инклюзии адаптируются и профилируются ранее разработанные в проекте ДШИ.онлайн курсы и видеофильмы художественной и социально-педагогической направленности, а также другие просветительские сервисы, включая чат-боты (в т.ч. голосовые) с элементами искусственного интеллекта.

Учебные видео снабжены субтитрами, все учебные материалы адаптированы в соответствии с рекомендациями по веб-доступности, подготовленными W3C согласно требованиям пункта 7.1. «Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека» Письма Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн).

Все виды активностей с учебно-просветительским контентом в рамках проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.15 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в части санитарно-эпидемиологических требований использования компьютеров в обучении.

Важно подчеркнуть, что, в силу реализуемых специфических технологических и дидактических подходов, проект «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» по многим позициям удовлетворяет требованиям совместных (Министерства здравоохранения РФ и Министерства просвещения РФ) «Методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации» от 17.10.2019.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования  взаимодействует с АНО «ИИТО» на основе подписанного соглашения по вопросам экспертизы и научно-методического обеспечения разработки просветительских курсов, а также методике онлайн обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Центр профессионального мастерства по направлению «Творческое инклюзивное образование» ГБУ ДПО г. Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» Департамента культуры г. Москвы консультирует команду проекта по специфике инклюзивных подходов в художественном образовании и эстетическом воспитании.

Институт детства Московского педагогического государственного университета с входящими в его состав двумя старейшими факультетами университета – дефектологического и начального образования – помимо методической поддержки, организует на базе проекта прохождение педагогической практики по профильным направлениям подготовки и разработку инновационных учебно-просветительских курсов для  «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» силами лучших студентов и аспирантов.