АНО "ИИТО"



Об АНО «ИИТО»

Документы

Устав Автономной некоммерческой организации «Институт информационных технологий в образовании», новая редакция №1, 2023 год. (pdf – 531 КБ). Утвержден Решением единственного учредителя от 03.07.2023, протокол 1/23 от 03.07.2023.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (pdf – 417 КБ). Выдано Управлением ФНС по г. Москве 21.06.2007 г.

Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации с присвоением ИНН и КПП (pdf – 172 КБ). Выдано ИФНС №9 по г. Москве 21.06.2007 г.

Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации 21.06.2007 г. (pdf – 260 КБ). Выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 26.06.2007 г.


Реквизиты АНО «ИИТО»

Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО»)

Адрес: 09028, Российская Федерация, г. Москва, пер. Хохловский, д. 15, помещ. 3П.

ОГРН 1077799012466, ИНН 7709440540, КПП 770901001, ОКПО 81506313, ОКТМО 45375000000, ОКАТО 45286555000, ОКОПФ 71400, ОКВЭД 85.23

Расчётный счёт 40703.810.5.38000003384

БИК 044525225 Банк ПАО СБЕРБАНК

Корр. счёт 30101.810.4.00000000225


Общая информация

Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО») была зарегистрирована 21 июня 2007 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1077799012466АНО «ИИТО» присвоены ИНН 7709440540 и КПП 770901001.

Основными направлениями деятельности АНО «ИИТО» являются исследования, разработки и обучение по тематике использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и культуре (в т.ч. в художественном образовании и эстетическом воспитании). Все указанные направления реализуются в тесной взаимосвязи: разработка моделей, концепций, нормативных документов и программного обеспечения проводится с участием ведущих экспертов и на основе проведенных научных исследований и международного опыта, а интеграция разработок в практику всегда включает в себя мероприятия по повышению квалификации будущих пользователей.

С 2008 года АНО «ИИТО» провела более 30 проектов, в том числе по семи грантам Президента России и гранту Мэра Москвы. Список проектов АНО «ИИТО» размещен на странице «Проекты», результаты их выполнения — на странице «Отчеты», а новости и информация о последних событиях — в «Хронике».

Как организация, успешно реализующая президентские гранты, АНО «ИИТО» вошла в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым юридические лица могут оказывать поддержку получая при этом налоговые льготы – в  соответствии с №172-ФЗ от 8 июня 2020 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», такие расходы признаются внереализационными (п. 19.6 ст. 265 НК РФ).

 

Руководители

Основу штата организации составляют бывшие работники Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Коллектив организации обладает значительным опытом проведения международных консультативных, исследовательских, трейнинговых и технологических проектов в области использования ИКТ в образовании в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке и странах Арабского региона. Используя эти контакты, для реализации проектов различного типа АНО «ИИТО» создает – на базе сложившегося вокруг него международного сообщества экспертов – высококвалифицированные коллективы авторов, методистов, администраторов и технических специалистов.

В результате проведения большого количества компаративистских исследований и непосредственной работы в учебных и научных заведениях более, чем 19 стран мира (и в учреждениях системы ООН), сотрудники АНО «ИИТО» обладают систематически проанализированным опытом достижений и проблем информатизации образования и культуры, фундированным видением перспектив использования средств ИКТ, а также пониманием национально-культурной и предметной специфики применения ИКТ в различных контекстах.

АНО «ИИТО» не является представителем тех или иных разработчиков, вендоров и дистрибьюторов программного и аппаратного обеспечения. Вместе с тем, в силу своего опыта работы в ЮНЕСКО, сотрудники АНО «ИИТО» обладают расширенным знанием плюсов и минусов подавляющего большинства предлагаемых российских и зарубежных решений в области использования ИКТ в образовании.

Директор АНО «ИИТО» с момента основания — Азат Дамирович Ханнанов.
Получил среднее музыкальное образование как теоретик в Средней специальной музыкальной школе при Уфимском государственном институте искусств и Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Закончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра истории зарубежной философии отделения философии) и аспирантуру при нем. Область научно-педагогических интересов — информационные среды в образовании и культуре.

Профессиональный опыт:
С 1998 по 2000 г.г.: сотрудник, с 1999 — заведующий информационно-аналитическим отделом в ФГНУ «Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования» Министерства образования России.
С 2000 по 2008 г.г.: программный специалист, с 2003 — руководитель отдела информации и коммуникаций в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).

С 2008 года по настоящее время — директор АНО «ИИТО».

С 2014 по 2015 годы по совместительству работал старшим научным сотрудником Московского института развития образования Департамента образования г. Москвы (ГБНУ «МИРО»).
С 2010 по 2012 год как совместитель вел курсы повышения квалификации в Московском институте открытого образования Департамента образования г. Москвы (ГАОУ ВПО «МИОО»).

Подробнее о профессиональном профиле А.Д. Ханнанова и его публикациях можно узнать в его персональном аккаунте в социальной сети ВКонтакте.

Заместитель директора АНО «ИИТО», заместитель руководителя проекта ДШИ.онлайн Елена Евгеньевна Захарова.

Образование: Московский Гуманитарный Педагогический Институт (социальная педагогика), Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (магистр Государственного и Муниципального управления: управление в сфере культуры, образования и науки, диплом с отличием),  аспирант кафедры ЮНЕСКО РАНХиГС (Теория и история культуры, диплом с отличием).

Профиль (направления) работы: управленец в сфере культуры, образования и науки, специалист по управлению проектам и развитию старт-апов.

За 10 лет Е.Е. Захарова реализовала полтора десятка социокультурных проектов: от экокинотеатра на велогенераторах под открытым небом до Культурного центра площадью 2500 квадратных метров. В 2014 г заняла II место в городском конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии культурно – просветительский работник. В том же году была удостоена Премий Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры г.Москвы,  как «Лучший молодой специалист в сфере культуры» и «Лучший реализованный проект в сфере культуры». Имеет благодарственные письма федеральных и региональных уровней за организаторскую работу.

 

Услуги образовательным организациям и учреждениям культуры

Помимо реализации собственных исследований и проектов в сфере применения ИКТ в образовании и культуре, АНО «ИИТО» оказывает услуги образовательным организациям всех уровней, учреждениям культуры, органам государственного управления и некоммерческим организациям по следующим направлениям:
— анализ использования имеющихся средств ИКТ (информационно-технологический аудит) и разработка на этой основе концепций, стратегий, планов действия и локальных нормативных актов с четкими критериями и индикаторами эффективности затрат;
— разработка методики, инструментария и программного обеспечения (в т.ч. баз данных и специализированных вебсайтов) для проведения сбора, хранения и анализа информации, включая различные социологические исследования, мониторинговые проекты и т.д.;
— консультирование, методическая помощь и техническая поддержка образовательных организаций и учреждений культуры по вопросам обеспечения требований по информационной открытости (согласно требования №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582, приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 и других нормативных актов), защиты персональных данных (152-ФЗ «О персональных данных»), информационной безопасности детей и подростков;
— практическая реализация возможностей, предоставленных 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОСами нового поколения, включая дистанционное обучение, сетевые формы реализации образовательных программ, эффективный учебный план и т.д.;
— разработка/модификация учебных программ, поурочных планов, педагогических сценариев, карт творческих мероприятий и учебно-методических материалов с интеграцией в них возможностей взаимодействия в новых информационных средах;
— реализация возможностей социальных медиа для поддержки механизмов независимой оценки качества обучения,  контроля и мониторинга основных процессов предоставления образовательных услуг, отслеживания степени удовлетворенности целевых аудиторий, отлаживания инструментов обратной связи, управления репутацией и развития бренда;
— выход на новые целевые аудитории обучающихся, установление новых партнерских связей, межведомственная интеграция, социальное и государственно-частное партнерство, привлечение новых ресурсов для развития;
— обучение, повышение квалификации/переподготовка преподавателей и сотрудников системы образования по тематике использования ИКТ в образовании и культуре;
— разработка и внедрение программно-технических решений для образовательных организаций, учреждений культуры и органов управления – системы дистанционного обучения и электронного образования, управление знаниями, электронные библиотеки, сбор, мониторинг, сбор и анализ данных и т.д.

 

Эстетическое воспитание детей в сети

В последние годы основным направлением деятельности для АНО «ИИТО» стало применение информационных технологий (социальные медиа, включая социальные сети,  конвергентные среды, сервисы интернет для дистанционного обучения и организации совместной деятельности и пр.) в художественном образовании, эстетическом воспитании и культурном просвещении.

Эта работа включает в себя проведение исследований (например, по статусу цифровых сред в художественном образовании), организацию конференций и семинаров (примеры – панельная дискуссия об эстетических практиках детей в цифровом мире и конференция по детскому постфольклору в информационном обществе), повышение квалификации работников образования и культуры, а также общественное обсуждение указанных проблем (пример – круглый стол в Общественной палате РФ).

В основе подхода АНО «ИИТО» лежит принцип подчиненности любых средств ИКТ решению педагогических, воспитательных и культурных задач, стоящих перед учреждениями образования и культуры. В сфере эстетического воспитания это также означает, что технические инновации не должны деформировать саму природа эстезиса детей с его чувственной основой, личностной мотивацией и (в основном) вещественно-предметной реализацией. Задача ИКТ – не замещать занятия искусством погружением в электронные гаджеты, а способствовать развитию традиционных и новых практик художественного образования в новых  условиях, оптимизируя информационное взаимодействие регулярных участников процесса и вовлекая новых, выстраивая новые связи и осваивая новые пространства.

С учетом этого АНО «ИИТО», помимо собственно программно-технических разработок, предлагает интегрированные с ними организационно-экономические модели, проектные решения, педагогические сценарии, рекомендации и методы по вовлечению детей и подростков в занятия академической художественной культурой, улучшению взаимодействия между школами и учреждениями допобразования, преодолению межведомственных барьеров между образованием и культурой, развитию социального и государственно-частного партнерства, привлечению дополнительных ресурсов для развития и т.д.

 

Проект «ДШИ.онлайн»

В 2018 году АНО «ИИТО» получила грант Президента России на выполнение проекта по эстетическому воспитанию и неформальному художественному образованию детей и подростков в сети интернет. Цель проекта, названного «Детская школа искусств онлайн, ДШИ.онлайн» – привнести позитивные, основанные на отечественных традициях эстетические практики в повседневную жизнь детей, сделать их ежедневной необходимостью и научить конкретным навыкам для реализации этих практик на основе модернизированных методик российской педагогики искусства – создав, тем самым, конструктивную альтернативу запретам в борьбе с негативным сетевым контентом и сообществами.

Для детей и подростков от 5 до 18 лет разработано более 30 онлайн мастер-классов и курсов продолжительностью от 1 часа до 3 месяцев. Каждый курс содержит историко-культурный (знаниевый) блок, упражнения на формирование конкретных навыков и задания на погружение приобретенных знаний и умений в повседневность – например, через введение в семейные традиции, полезные привычки и т.д.

Среди особенностей подхода ДШИ.онлайн можно выделить следующие. Разнообразие направлений  – ИЗО, праздники и обряды, писательство, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, мультипликация и т.д. Яркая подача и современные форматы в ответ на актуальные запросы целевой аудитории – приводящие, однако, ребенка к изучению классического наследия и традиций. Сопровождение преподавателями – используется весь арсенал инструментов дистанционного обучения, курсы не сводятся к набору из записанных роликов с «говорящими головами», а задания проверяются опытными преподавателями, подробнее см. здесь.

За 2019-2020 годы в ДШИ.онлайн прошли обучение более 8600 учащихся из 82 регионов России и 49 зарубежных стран. Снято более 200 просветительских (пример – фильм «Царский пир») и обучающихся фильмов, разработаны 11 чат-ботов. Около 180 000 человек вовлечено в учебно-просветительскую активность в группах и сообществах ДШИ.онлайн в социальных медиа (аккаунты см. здесь).

Среди партнеров ДШИ.онлайн – Россотрудничество МИД РФ, Московский педагогический государственный университет, Институт коррекционной педагогики Российской академии образованияСоюз композиторов России, Республиканский модельный центр дополнительного образования детей Республики Татарстан, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Свердловской области, Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко, Лаборатория теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и др.

ДШИ.онлайн решением Минпросвещения РФ была включена в федеральный «Реестр обучающих дистанционных ресурсов по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности», размещенном на Едином национальном портале допобразования детей. ДШИ.онлайн также стала партнером совместного проекта Минкультуры РФ и Минпросвещения РФ «Культура для школьников».

ДШИ.онлайн рекомендована региональными органами исполнительной власти в сфере образования и культуры более, чем в 50 субъектах Федерации – например, в г. Москве, Чувашской республике, Архангельской области, Красноярском крае, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Пермском крае, Костромской области, Удмуртской Республике и т.д.

По данным Google Search Console, на сайт ДШИ.онлайн ведут более 3200 внешних ссылок, большинство из них размещены на сайтах органов госуправления и государственных/муниципальных организаций образования и культуры. Например, согласно результатам исследования Московского городского педагогического университета, ссылка на ДШИ.онлайн размещена на 6,6% сайтов московских школ https://www.facebook.com/photo/?fbid=10215105071178494&set=a.10200998433881378.

Сайт ДШИ.онлайн был включен во множество рекомендательных списков федеральных проектов и инициатив – таких, как «Все.онлайн» (Минкомсвязь РФ), «Веб-ландия» (РГДБ),  «Мывместе.рф» (Общероссийский Народный Фронт), «Бессмертный полк» (МИПОД «Бессмертный полк»), цифровая платформа для профориентации школьников «Проектория» (проводится по распоряжению Президента России с 2013 года), «Ядома.ру» https://ya-doma.ru/kids-study/ (Комплекс социального развития г. Москвы) и т.д. ДШИ.онлайн также предлагается навигаторами и агрегаторами – «Яндекс.коллекции» (поисковый сервис Яндекс), «Портал об онлайн образовании». ДШИ.онлайн регулярно рекомендуют профильные СМИ – «Дом культуры», «Edexpert», «Тинькоф-журнал», последняя публикация – в  «Афиша.ру», актуальные новости см. здесь.

ДШИ.онлайн является лидером в сфере неформального дополнительного онлайн образования художественной направленности, о чем свидетельствует отчет Института образования Высшей школы экономики «Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19».

К аналогичному выводу пришли эксперты Ассоциации лидеров практик неформального образования совместно с Агентством стратегических инициатив: по итогам Всероссийского конкурса лучших практик неформального образования, ДШИ.онлайн включена в Атлас практик неформального образования 2021 года.

Степень удовлетворенности целевой аудитории ДШИ.онлайн отслеживается через серию углубленных интервью, см. примеры: https://vk.com/wall-177160925_661, https://vk.com/wall-177160925_960, https://vk.com/wall-177160925_1007, https://vk.com/wall-177160925_1192, https://vk.com/wall-177160925_573.

 

Проект «Детские трансмедиа арт-мастерские»

В 2019 году АНО «ИИТО» получила грант Мэра Москвы на развитие ДШИ.онлайн в форме проекта «Детские трансмедиа арт-мастерские». Проект нацелен на борьбу с интернет-зависимостью и сетевыми негативными практиками детей. 50 арт-мастерских в парках (с их благоприятной физической средой) и библиотеках (с их книжными ресурсами) будут вовлекать детей в развивающую деятельность в реальном мире: неделя онлайн подготовки – очная арт-мастерская – неделя онлайн выполнения заданий. Модель проекта позволила преодолеть межведомственные барьеры в построении интегрированного пространства эстетического развития детей, объединяющего полезную и безопасную интернет-среду и очные мероприятия.

Совместная с парками и библиотеками Москвы программа состояла из 50 интегрированных трансмедийных арт-мастерских. Каждая арт-мастерская была посвящена конкретной теме и состоит из двух взаимосвязанных активностей: А. обучение детей на сайте проекта ДШИ.онлайн в режиме онлайн в интернете продолжительностью минимум один день + Б. очный мастер- класс продолжительностью до одного часа в библиотеке и/или в парке. Тематика и график арт-мастерских согласовывалась с партнерами из следующих направлений: ДПИ, каллиграфия, современное искусство, театр, мультипликация, детские обряды, нет-арт, танец и т.д.

Фактически проведено 54 мастерских, привлечено 1621 детей и подростков от 7 до 17 лет.

В рамках марафона «Лето с пользой» от Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы ДШИ.онлайн успешно провела более 10 оффлайн мероприятий, которые пользовались большой популярностью среди родителей и детей, гуляющих в парках на выходных.

За активное участие в проведении марафона и активную работу в парках Москвы летом 2019 года Комитет общественных связей и молодежной политики г. Москвы наградил сразу нескольких участников команды ДШИ.онлайн и отдельно, специальным призом — АНО «ИИТО».

 

Проект «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори»

«ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» – это проект по дистанционному эстетическому воспитанию и культурному просвещению детей и подростков до 17 лет, проходящих стационарное или амбулаторное лечение любой продолжительности, а также, по отдельным нозологиям – детей с ОВЗ. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов в 2020 году.

Цель проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» – сделать при помощи дистанционных образовательных технологий (в т.ч. цифровых инструментов, трансмедийных методик обучения и технологий искусственного интеллекта) доступным неформальное дополнительное образование для детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение и (по отдельным нозологиям) детей с ОВЗ и, тем самым, способствовать их образовательной инклюзии и социально-культурной адаптации.

Основными инновациями в проекте станут:

— индивидуализация/профилирование обучения по режиму, виду заболевания, веб-доступности и возрасту;

— программные роботы управления учебной нагрузкой и агрегация с сервисами родительского контроля в соответствии с требованиями СанПиНов;

— трансмедийность – изначальное проектирование курсов с дидактически обоснованными взаимными переходами из электронной среды в очную, в соцмедийную, в бумажную и т.д.;

— использование соцсетей для предотвращения социально-психологической изоляции и десоциализации;

— «смешанное» и «перевернутое» обучение для персонализации траекторий обучения:  теория дается в онлайн, а практика, где это возможно – очно;

— применение чат-ботов со встроенным искусственным интеллектом для повышения интерактивности и обеспечения доступности курсов в любое время;

— групповые задания, адекватная игрофикация и театрализация для предотвращения десоциализации, в т.ч. в условиях стационара;

— индивидуальное сопровождение куратором по инклюзивному обучению;

— привлечение пациентских и волонтерских организаций;

— вовлечение родителей через цифровую среду для психолого-социальной реабилитации всех членов семьи.

Для целей инклюзии адаптируются и профилируются ранее разработанные в проекте ДШИ.онлайн курсы и видеофильмы художественной и социально-педагогической направленности, а также другие просветительские сервисы, включая чат-боты (в т.ч. голосовые) с элементами искусственного интеллекта.

Учебные видео снабжены субтитрами, все учебные материалы адаптированы в соответствии с рекомендациями по веб-доступности, подготовленными W3C согласно требованиям пункта 7.1. «Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека» Письма Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн).

Все виды активностей с учебно-просветительским контентом в рамках проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.15 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в части санитарно-эпидемиологических требований использования компьютеров в обучении.

Важно подчеркнуть, что, в силу реализуемых специфических технологических и дидактических подходов, проект «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» по многим позициям удовлетворяет требованиям совместных (Министерства здравоохранения РФ и Министерства просвещения РФ) «Методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации» от 17.10.2019.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования  взаимодействует с АНО «ИИТО» на основе подписанного соглашения по вопросам экспертизы и научно-методического обеспечения разработки просветительских курсов, а также методике онлайн обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Центр профессионального мастерства по направлению «Творческое инклюзивное образование» ГБУ ДПО г. Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» Департамента культуры г. Москвы консультирует команду проекта по специфике инклюзивных подходов в художественном образовании и эстетическом воспитании.

Институт детства Московского педагогического государственного университета с входящими в его состав двумя старейшими факультетами университета – дефектологического и начального образования – помимо методической поддержки, организует на базе проекта прохождение педагогической практики по профильным направлениям подготовки и разработку инновационных учебно-просветительских курсов для  «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» силами лучших студентов и аспирантов.