26 июня 2014 года в Московском институте развития образования (МИРО) прошел научно-практический семинар «Современные факторы развития художественного образования в системе общего образования». Научные сотрудники, педагогические и административные работники образовательных организаций г. Москвы собрались для обсуждения и анализа современных требований к реализации программ художественного образования и задач эстетического воспитания в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ», ФГОС, нормативно-методическими требованиями к дополнительному образованию в условиях модернизации образования. Целью совместной работы стала попытка трансляции новых требований, практик и механизмов развития художественного образования и эстетического воспитания в системе образования города Москвы и, в качестве организационно-проектного результата – создание условий для конструктивного диалога и консолидации научно-педагогического сообщества в формате постоянно действующего межведомственного семинара по указанной тематике.
Первый заместитель директора МИРО Мария Николаевна Лазутова выступила с сообщением о ключевых приоритетах государственной образовательной политики и, в частности, эстетического воспитания. Ученый секретарь МИРО Лариса Семеновна Львова выступила с докладом о современных законодательных и нормативно-методических требований к реализации задач художественного образования и эстетического воспитания. Руководитель Центра прогнозных исследований и стратегии развития образования МИРО Валентина Владимировна Мартынова рассказала об ориентирах ФГОС – метапредметных результатах и проектной деятельности в контексте художественного образования в системе общего образования, а директор школы №2006 Вера Алексеевна Илюхина – о масштабной и разнообразной практике эстетического воспитания в условиях реального школьного процесса.
Директор АНО «ИИТО» Азат Дамирович Ханнанов выступил с сообщением «Обзор некоторых современных зарубежных тенденций и отечественных инициатив по эстетическому воспитанию». Основываясь на своем опыте работы в ЮНЕСКО, практике сотрудничества с Исполнительным агентством по вопросам образования, аудиовизуальных средств и культуры Европейской Комиссии, а также опытом взаимодействия с другими зарубежными образовательными структурами, в первой части докладчиком был представлен обзор основных документов ЮНЕСКО и Европейского союза в области художественного образования и политики культурного развития в целом.
В частности, на основе анализа Лиссабонской дорожной карты художественного образования (2006), доклада Европейской Комиссии «Художественное и культурное образование в европейских школах» (2009), Сеульской повестки дня «Цели развития образования в области искусств» (2010) и Европейского Культурного плана на 2011-2014 годы А.Д. Ханнановым были акцентированы некоторые тенденции и приоритеты в развитии эстетического воспитания как внутри системы общего образования за рубежом, так и в ее взаимоотношениях с другими культурными институтами:
— разрушение границ между сектором художественного образования и другими областями системы образования: «образование через искусство», междисциплинарность, синергия;
— преодоление замкнутости школьного художественного образования: внешкольные практики, культурное окружение, обмен информацией, привлечение людей творческих профессий, коммуникации, ИКТ, соцсети;
— проникновение академической культуры во все стороны жизни: «культурная инклюзия», мобильность наследия;
— вовлечение детей в занятия искусством: личностная мотивация на всю жизнь, не только изучение, но прямой контакт и вовлечение в художественные практики;
— вовлечение в систему художественного образования других агентов: родители, другие возрасты, внешкольная среда, локальное сообщество;
— новые организационно-экономические модели: креативные индустрии, взаимодействие с бизнесом.
В этом глобальном контексте директор АНО «ИИТО» во второй части своего сообщения представил для обсуждения один из возможных – информационно-знаниевых – подходов к инновационному развитию отечественной системы художественного образования, обладающей своей спецификой и выдающейся по масштабам и глубине традицией, но не изолированной об некоторых общих для большинства стран социальных, культурных и информационно-технологических тенденций в развитии. Основными элементами этого подхода, по мнению А.Д. Ханнанова, должны быть:
— приоритет базовых эстетических отношения в качестве всеобщих фундаментальных неутилитарных потребностей детей и подростков, не подлежащих «секвестру» или «оптимизации» или «канализации» в нишевые сферы системы дополнительного образования;
— коррекция сложившихся в художественной практике и процессе обучения дисбалансов (включая «исполнительский крен» и пр.) на основе ревизии учебного процесса в соответствии с базовыми эстетическими отношениями;
— учет собственно художественной традиции и внутренней логики развития ее средств и форм, но не привнесенных из мира технологий и социальной инженерии;
— развитие классической методики и содержания обучения в сфере искусств, но не замещение их на ситуативно представляющиеся «актуальными», «более простыми в обучении», «менее репрессивными», более востребованными и пр.;
— учет радикально изменившегося информационного уклада детей и подростков, интеграция процесса вовлечения, обучения и внешкольных творческих практик с современными информационными средами, в том числе социальными сетями;
— решительный сдвиг к открытости системы художественного обучения и эстетического воспитания как внутри системы общего образования, так и вне ее за счет интеграции новых инструментов информационного взаимодействия с семьями, представителями неакадемической художественной жизни, локального сообщества и пр.;
— поиск и реализацию новых организационно-экономических моделей функционирования системы художественного образования, адекватных долговременной политике государства в социально-культурной сфере.
В заключении А.Д. Ханнанов рассказал о некоторых новых проектах АНО «ИИТО», основывающихся на представленном подходе и пригласил всех к сотрудничеству.
По итогам научно-практического семинара его участники согласились с тем, что практика обсуждения актуальных вопросов эстетического воспитания должна быть продолжена на регулярной и плановой основе на базе Московского института развития образования в тесном сотрудничестве с другими организациями системы образования г. Москвы, а также учреждениями федерального Министерства образования и науки и Российской академии образования, а также во взаимодействии с вузами, негосударственными и общественными организациями, представителями бизнеса и т.д.
Комментарии: