Продолжая сотрудничество с Международным институтом новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета, директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов год спустя вновь принял участие в очередном, XVI-ом Международном форуме образовательных технологий «Персональное цифровое производство на службе образования, науки и искусства» «EduBrication – новое мышление и новые компетенции».
На форуме были представлены самые последние достижения в области цифровых производственных процессов для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса. В очном формате в мероприятии приняли участие 128 человек, среди них – ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.
Форум проходил при поддержке: ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, DAAAM Int. Vienna, Polymedia, Лиги образования РФ, ИФ РАН, электронного СМИ «Pedsovet.org», Международной лаборатории «Сенсорика», МГТУ «Станкин», журналов: «Мехатроника», «Интеллектуальные и адаптивные роботы», «InAVate», «Философские науки» и издательства «Радиотехника».
А.Д. Ханнанов выступил на проходившей в рамках форума школе-семинаре «Цифровая технологическая поддержка образования» с сообщением «Цифровое, виртуальное и эстетическое: стратегии сопряжения в художественном образовании». В отличие от большинства докладчиков, акцент в данном случае был сделан не на презентации готовых решений, а на постановке вопросов и обсуждении перспектив развития.
Подчеркнув, какое большое внимание в АНО «ИИТО» уделяется осмыслению и уточнению понятий, используемых в педагогическом контексте (в том числе в рамках деятельности Ассоциации философов образования), в первой части своего выступления А.Д. Ханнанов сосредоточился на прояснении терминов «эстетическое», «цифровое» и «виртуальное». Было продемонстрировано общее концептуальное поле трех указанных понятий, теоретически предполагающее возможности дидактически эффективного взаимодействия, несмотря на то, что попытки «внедрения» высокотехнологичных инноваций в художественном образовании часто и вполне обоснованно встречают неприятие в сфере педагогов искусства – и далеко не всегда только по причине сложностей обучения «гуманитариев», например, навыкам владения компьютерами.
Именно на этой концептуальной основе А.Д. Ханнанов изложил свое понимание возможных стратегий сопряжения цифровых виртуальных технологий с эстетическим воспитанием. В качестве первой из них была отмечена стратегия «компьютерное искусство для компьютерного человека», порожденная началом широкого применения компьютерных средств. В ней акцентируются такие характеристики технических электронных инструментов, как интерактивность, возможности моделирования и гипертекстуальность: они должны, с точки зрения приверженцев этого подхода, преобразить способы чувственного восприятия («эстезиса») человека. Обобщение этих направлений новых художественных практик конституируется в таких направлениях эстетической мысли, как информационная эстетика (Х. Франк), генеративная эстетика (М. Бензе), вычислительная эстетика (Р. Ша), эмерджентная эстетика (В. Рамос), кибернетическая эстетика (К. Джанетти) и т.д. На этой базе некоторые отечественные специалисты даже стали употреблять термин «компьютерная педагогика в художественном образовании».
Второй стратегией сопряжения цифрового и художественного образования, согласно докладчику, является использование компьютерных технологий и в целом ИКТ для развития и усиления коммуникативной среды вокруг творческого и образовательного процесса. Технические средства, согласно этому подходу, должны только дополнять традиционные и новые практики художественного образования, оптимизируя обработку информации (делая ее более доступной, полной, своевременной и т.д.) и способствовать облегчению коммуникациям всех субъектов процесса (например, развивая взаимодействие в социальных медиа). Для чего, собственно, по определению и предназначены средства ИКТ, но отнюдь не для замещения традиционных методов, содержания и форм педагогики искусства «электронными» и «виртуальными».
Третья стратегия, по мнению А.Д. Ханнанова, представляет собой сложный путь конвергенции или трансмедийного подхода в художественной педагогике. Согласно докладчику, в этом случае необходимо сконцентрироваться на всемерном развитии технических средств – до уровня «функционального исчезновения», когда пользователь практически не замечает их при использовании, а концентрируется только на выполняемых задачах. При этом такая среда должна и эргономически, и информационно, и дидактически максимально учитывать естественные формы жизнедеятельности деятельности детей. В этом контексте целью-максимум технического прогресса в художественном образовании должно стать «преодоление технологий изнутри» – через межсредовое путешествие в/из электронных и неэлектронных сред и «бесшовное обучение» («seamless learning»).
Комментарии: