В ходе реализации проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» благодаря эффективной обратной связи от благополучателей и партнеров выявились проблемы, потребовавшие новых решений.
Во-первых, это негативная реакция родителей на использование гаджетов. Бесконтрольное их применение очевидно вредно, но полное лишение доступа становится психотравмирующим фактором, не способствующим быстрейшему выздоровлению. Было принято решение использовать сервисы родительского контроля, которые не только позволяют осуществлять дистанционный контроль времени использования гаджетов, но и ограничить его только позитивными источниками информации.
После проведенных переговоров АО «Лаборатория Касперского» (сервис – Kaspersky Safe Kids) предоставила бесплатный доступ к этим коммерческим сервисам для благополучателей проекта.
Вторая выявившаяся проблема: главные врачи и кураторы сообщали, что изначально в проекте не был проработан механизм – как именно сотрудники больниц донесут информацию о курсах до благополучателей. Партнеры просили снабдить их готовыми афишами и буклетами.
Третья проблема была наиболее существенной: детям при онлайн обучении (единственно возможном в условиях пандемийных ограничений) все равно необходима предметно-вещественная среда – как для психолого-педагогической реабилитации, так и с точки зрения особенностей возрастной дидактики. Однако компетенций и ресурсов для разработки и изготовления раздаточных материалов в больницах нет.
Решением второй и третьей проблем стало использование трансмедийных учебно-просветительских комплексов (ТУПК), изначально спроектированных для дидактически обоснованного и эффективного с точки зрения психолого-педагогической реабилитации перехода из физической в виртуальную среду и обратно. В состав ТУПК входят бумажные раздаточные материалы, которые сами по себе являются средствами обучения, просвещения и воспитания или развивающей игрой, а также система интегрированных с ними через QR коды онлайн мероприятий:
а) дети могут по каждому материалу прочесть увлекательную историю;
б) поиграть со специально адаптированным ботом;
в) поучаствовать во флешмобах и стримах в соцсетях и, наконец,
г) пройти онлайн курс, в котором есть задание по выходу из виртуального мира – например, устроить представление теневого театра прямо в комнате или больничной палате.
По согласованию с Фондом проект был продлен, часть гранта была перераспределена для издательских целей. При активном содействии волонтеров в партнерские медорганизации 9 регионов было разослано 11 850 экз. бумажных компонентов ТПУК. Вместе с работой в соцмедиа и СМИ усилия распределенной команды проекта способствовали скорейшему выздоровлению детей и внесли определенный вклад в их психолого-педагогическую реабилитацию и социально-педагогическую адаптацию, в том числе после выписки из лечебных учреждений.
На фото 4 — пример реального использования трансмедийных учебно-просветительских комплексов (ТУПК): ребенок, проходящий лечение в Московской областной детской клинической травматолого-ортопедической больнице применяет онлайн инструмент на сайте проекта «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» («вертушка выбора») для выполнения заданий во время очных творческих занятий по игре «Собери Кандинского!».
Комментарии: