28–29 мая 2015 г. в Институте стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО) прошёл Форум организаций общего и дополнительного образования, детских общественных организаций «Дополнительное образование детей в современных условиях». Цель форума – создание научно-образовательной сети инновационных площадок для развития дополнительного образования детей. Такие площадки создаются в целях совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности школьников, внедрения в педагогическую практику результатов фундаментальных и прикладных исследований, повышения квалификации, организации стажировок педагогических кадров.
В Форуме приняли участие представители региональных органов управления образованием, руководители образовательных организаций общего образования и дополнительного образования детей, сотрудники институтов повышения квалификации и учреждений высшего профессионального образования, представители учреждений науки, а также детских общественных организаций из 15 субъектов РФ: г. Москва, Белгородская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Челябинская области; Республика Крым, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, всего более 60 участников.
Участников Форума приветствовали директор ИСРО РАО Светлана Вениаминовна Иванова и заместитель директора по инновационной работе Михаил Лазаревич Пустыльник. В своих выступлениях они отметили важную воспитательную и развивающую роль дополнительное образование детей в современной системе образования, его ориентацию на индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка.
На пленарных заседаниях и секциях форума заслушано более 30 докладов, в которых были отражены такие важные темы, как:
— интеграция общего и дополнительного образования детей в системе нормативно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций (к.п.н., доцент ЛогвиноваИ.М.);
— развитие технического творчества детей во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования (д.п.н., профессор В.А. Горский);
— организация инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных организациях средствами туризма и краеведения (д.п.н., доцент Д.В. Смирнов);
— социальное партнерство детских общественных объединений и учреждений дополнительного образования детей (д.п.н. И.И. Фришман);
— маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей (д.п.н., профессор В.М. Казакевич).
В своем докладе директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов рассказал участникам Форума об инновационных формах дополнительного образования детей, развивающих отечественные традиции обучения и воспитания в условиях информационного общества. Главным направлением инноваций в современной непростой социально-экономической ситуации, по мнению докладчика, может стать интеграция ресурсов, кадров и информации всех задействованных в дополнительном образовании детей участников, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Большой потенциал, с точки зрения докладчика, кроется в более тесном сотрудничестве средней школы и учреждений допобразования. А.Д. Ханнанов в своем сообщении рассказал о наборе конкретных нормативно-правовых, методических и информационно-технологических решений для такого сотрудничества, о московском опыте создания укрупненных образовательных комплексов и возможных моделях интеграции, представленных на недавнем фестивале допобразования.
Не менее значимым фактором, по мнению директора АНО «ИИТО», должна стать межведомственная интеграция между организациями образования и культуры (музеями, концертными организациями, библиотеками и т.д.), а также всестороннее развитие социального партнерства учреждений допобразования с локальными и молодежными сообществами, общественными движениями, некоммерческими организациями и т.д.
Критически важным для руководителей в системе дополнительного образования в ближайшем будущем могут стать компетенции по выстраиванию государственно-частного партнерства с организациями бизнес-сектора, а также умение работать со спонсорами и меценатами. Директор АНО «ИИТО» предложил использовать в данном случае зарубежный опыт в этой области, систематизированным знанием которого обладают сотрудники АНО.
Большое внимание в докладе А.Д. Ханнанова было уделено информационно-деятельностной интеграции всех субъектов программ дополнительного образования в новых информационных средах в сети интернет, включая социальные медиа. С учетом сложившегося информационного уклада детей и подростков, а также их родителей, которых в большинстве своем уже тоже можно причислить к поколению «цифровых аборигенов», разработка и практическая реализация цифровой стратегии учреждения допобразования должна в ближайшей перспективе стать одной из важнейших задач.
Работа в новых информационных средах для достижения собственно дидактических и воспитательных целей, для вовлечения детей в занятия искусством, научно-техническим творчеством и спортом, для получения канала обратной связи с получателями образовательных услуг – все это должно, с точки зрения докладчика, стать ежедневной рутинной работой. Вместе с тем, огромные потенциальные возможности применения социальных медиа могут быть реализованы только с использованием новых – нелинейных, сетевых – подходов, значительно отличающихся от реализации традиционной информационной политики, включая даже поддержку обязательного вебсайта образовательной организации. Этому умению управлять «информационным хаосом» социальных медиа, по мнению А.Д. Ханнанова, можно и нужно учиться, в том числе в рамках программ развития инновационных площадок ИСРО РАО.
Важным может стать использование новых информационных сред и для организационного развития учреждений допобразования, включая привлечение нового контингента обучающихся посредством особых маркетинговых мероприятий в социальных медиа, использование «облачных» инструментов для совместной работы с партнерами в рамках сетевых образовательных программ, а также управление репутацией и развитие бренда.
А.Д. Ханнанов подчеркнул, что АНО «ИИТО» в партнерстве с ИСРО РАО готова оказать инновационным площадкам в различных регионах страны всестороннюю методическую, консультационную и информационно-технологическую помощь в продвижении по указанным направлениям инноваций в дополнительном образовании детей.
Комментарии: