АНО «ИИТО» в рамках направления «Обучение» объявляет набор на курс повышения квалификации «Возможности новых информационных сред для эстетического воспитания и художественного образования». Нужно ли заводить группу в ВКонтакте для привлечения детей в хоровую студию? Как использовать виртуальные музеи при обучении изобразительному искусству? Чем может помочь использование приемов электронных игр при подготовке к техническому зачету в классе гитары? Как создать учебно-методическое пособие по хореографии с «выходом» в Ютьюб? Возможно ли приучить ребенка к чтению больших текстов художественной литературы, если он привык «бродить» по гипертексту в интернете? Что такое трансмедиа и как его можно применять в театральной педагогике? Наконец, как социальные медиа могут помочь в привлечении партнеров для новых организационно-экономических форматов дополнительного образования, включая сетевое обучение?
Подобные вопросы все чаще возникают у всех, кто занимается эстетическим воспитанием, ведь современные дети и подростки – «цифровые аборигены» – много времени проводят в различных электронных информационных средах (включая интернет) и тем самым приобретают свои, особые привычки и способы общения и работы с информацией.
Останется ли в стороне от распространения смартфонов и планшетов наша система художественного образования с ее богатейшей традицией и выдающимися достижениями? Неужели теперь вместо кисти мы будем использовать компьютерную мышь, уроки МХК превратятся в одну сплошную презентацию PowerPoint, а работу у инструмента мы заменим дистанционными уроками по интернету?
Эксперты АНО «ИИТО», как разработчики предлагаемого курса, уверены, что опасения «подмены» классических форм и содержания обучения искусству электронными «виртуалиями» никогда не оправдаются, но развитие традиции будет невозможным без учета нового информационного уклада детей и подростков. Речь идет не о «компьютеризации» художественного образования, а о его погружении в разнообразие значительно расширившихся возможностей информационных сред: не «вместо» обучения, а «по поводу» обучения/изучения.
В этом контексте задачей-минимум курса организаторы и эксперты считают овладение слушателями ключевыми компетенциями по информационному взаимодействию в новых средах (социальные сети, интернет-сервисы, мобильные устройства, электронные игры, цифровые музеи, дистанционное обучение, виртуальные миры, кросс-медиапродукты), необходимыми для достижения результатов ФГОС и сформулированными в недавно утвержденном профессиональном стандарте педагога (с 1 января 2015 года он должен применяться при аттестации, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда). Аналогичные компетенции прописаны в находящемся в стадии утверждения профессиональном стандарте педагога дополнительного образования.
Учитывая неоднозначные и сложные условия развития традиционной академической педагогики искусства в информационном обществе и особенности в эстетическом воспитании детей – «цифровых аборигенов», основными направлениями работы в курсе будут:
— обсуждение специфики бытования искусства и художественного образования при новом информационном укладе детей и подростков;
— изучение основных типов информационного взаимодействия всех субъектов художественного образования и эстетического воспитания на основе базовых эстетических отношений и универсальных учебных действий;
— разработка/модификация учебных программ, поурочных планов, педагогических сценариев, карт творческих мероприятий и учебно-методических материалов с интеграцией в них возможностей взаимодействия в новых информационных средах;
— освоение конкретных инструментов, сервисов сети интернет и информационных ресурсов для реализации указанных в предыдущем пункте разработок.
На занятиях будут разобраны существующие примеры применения конкретных инструментов информационных сред и на этой основе для учебного заведения каждого слушателя будут разработаны модели и шаблоны их использования в реальном педагогическом процесса для:
— выявления и вовлечения одаренных детей в занятия искусством;
— мотивирования их познавательной и творческой деятельности;
— подготовки и проведения творческих мероприятий, программных и внешкольных творческих практик;
— организации творческой и культурно-просветительской деятельности в сетевом формате совместно с другими образовательными учреждениями;
— разработки трансмедийных учебных материалов:
— раскрытия потенциала междисциплинарности художественного образования;
— реализации принципа «академической инклюзии»;
— применения технологий виртуальных миров и цифровых музеев;
— эффективного применения «игрофикации» и других современных информационно-деятельностных форм обучения и воспитания;
— удаленного обучения искусству;
— организации и управления групповыми формами активности по поводу искусства в виртуальной реальности и социальных сетях;
— создания и поддержки детско-взрослых сообществ (включая родителей обучающихся);
— взаимодействия с внешней социо-культурной средой (от локального сообщества до представителей «большого искусства»);
— реализации новых информационных и организационно-финансовых моделей дополнительного образования в сфере искусства.
Задачей-максимум курса является такая степень овладения информационными средами, при которой информационная активность в них педагога и обучающегося – ведущаяся самостоятельно и без принуждения, в духе современного информационного уклада – выйдет за пределы школы в пространство, где большинство детей и подростков проводят очень много времени, и где представлены другие субъекты социального взаимодействия, важные с точки зрения развития системы художественного обучения и эстетического воспитания (родители, творческие работники, представители бизнеса). Это должно создать условия для самовоспроизводства академической традиции на новой основе, а также реализации новых организационно-экономических моделей художественного образования.
Целевой аудиторией курса являются учителя средней школы по предметам «литература», «музыка», «ИЗО», а также педагоги, методисты и администраторы дополнительного образования в области музыки, изобразительного и декоративного искусства, искусства театра и хореографического творчества. Принимая в расчет мультимедийный и трансмедийный характер новых информационных сред, приветствуется одновременная работа в группе представителей разных специальностей для выявления в ходе учебного процесса потенциала этих сред в области синтеза искусств, межпредметных связей и полихудожественного подхода к обучению.
Предполагается, что слушатели имеют хотя бы минимальный уровень компьютерной подготовки и являются рядовыми пользователями персональных компьютеров и носимых устройств (смартфоны и/или планшеты). С другой стороны, в рамках курса не будут рассматриваться компетенции, связанные с овладением сложным специализированным программным обеспечением для мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования.
Формы обучения, помимо лекций, включают семинары, практические занятия, мозговые штурмы, круглые столы, дискуссии, форсайт и удаленный мастер-класс. Итоговая аттестация проводится в виде защиты индивидуальных проектов по разработке комплекса информационно-деятельностных методических дополнений и расширений для используемых слушателями учебных программ и учебно-методических материалов.
Занятия планируется проводить с конца октября по середину декабря. О месте занятий будет сообщено дополнительно.
Возможна организация отдельной группы для обучения сотрудников конкретной организации непосредственно на базе образовательного учреждения. Более того, школа может договориться с преподавателем о модификации в разумных пределах программы обучения, сроках и формате учебного процесса. По всем вопросам организации обучения и содержания образовательной программы можно обращаться непосредственно с сайта АНО «ИИТО», заполнив веб-форму для обратной связи, отправив письмо на нашу почту info@ano-iito.ru или директору организации Азату Дамировичу Ханнанову на адрес azatkhan@mail.ru.
Комментарии: