АНО "ИИТО"




Модели эстетического воспитания в образовательных комплексах

Рубрика : Публикации
27.05.2015
Монография «Модели художественного воспитания обучающихся в укрупненных образовательных комплексах мегаполиса»

Кликните на рисунок для увеличения

Из печати вышла коллективная монография «Модели художественного воспитания обучающихся в укрупненных образовательных комплексах мегаполиса», изданная на основании гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства в 2014 году. Публикация стала результатом годового исследовательского проекта Московского института развития образования, в который были вовлечены специалисты из разных областей культуры и образования и целый ряд образовательных учреждений г. Москвы.

Целями проекта были сбор анализ и систематизация моделей художественного воспитания в укрупненных образовательных комплексах Москвы и выработка на этой основе новых подходов к интеграции образовательной и культурной стратегий в реалиях современной образовательной практики. Для достижения этих целей коллективом авторов был выполнен целый ряд взаимосвязанных работ: проведен обзор современных стратегий культурной политики страны, изучена практика формирования образовательных комплексов как механизмов социокультурной модернизации, систематизированы в актуальном контексте подходы отечественных школ эстетического воспитания, описана  существующая нормативно-правовая база дополнительного образования и художественного воспитания детей, исследованы вопросы информатизации художественного образования, а также проанализированы рекомендации ЮНЕСКО в области эстетического воспитания (см. содержание публикации на иллюстрации).

Директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов, в рамках развития исследовательской программы АНО и продолжая сотрудничество с Московским институтом развития образования, подготовил для монографии две главы. Глава 5 «Информационная среда как инструмент интеграции художественного воспитания» разделена на две части. В первой части рассматривается проблема оправданности и необходимости использования новых информационных сред для художественного образования и эстетического воспитания. По мнению автора, «помимо базовых факторов «информационного общества» и «сетевой парадигмы», существует ряд специфических для сферы культуры и образования тенденций, непосредственно влияющих на интеграцию новых информационных технологий в художественное образование и эстетическое воспитание». Некоторые из этих «тенденций-мотиваторов» рассмотрены в рассматриваемой главе в контексте развития укрупненных образовательных комплексов в условиях мегаполиса. Среди них отдельно можно выделить относящиеся к собственно технологическому развитию – насыщение средствами ИКТ пространства школы, «мобильное обучение» и модель BYOD (Bring Your Own Device, «приноси свое собственное устройство»), «бесшовное обучение» (“seamless learning”) и т.д.

Еще одним комплексным «мотиватором» применения новых информационных сред в художественном образовании является «ускорение в реализации собственно педагогических инноваций – новых методик и организационным схем реализации образовательного процесса, подготовки и использования учебно-методических ресурсов, повышения квалификации педагогов и т.д. Среди наиболее известных инноваций организационно-методического характера (в том числе для эстетического воспитания) нельзя не упомянуть смешанное обучение (“blended learning”), «перевернутый класс» (“flipped  learning”) и эффективный учебный план. Эти изменения в системе образования – вполне перспективные именно в рамках крупных образовательных организаций, таких, как укрупненные образовательные комплексы – порождаются не прогрессом в ИКТ, но их реализация во многом становится возможной благодаря новым технологиям, в том числе интеграции в новые информационные среды».

Третьим, и одним из самых главных аргументов в пользу интеграции эстетического воспитания в новые информационные среды, является изменение информационного уклада детей и подростков. Согласно приведенным в главе данным последних социологических исследований, «современные дети и подростки практически постоянно находятся в информационной среде со значительным эстетическим наполнением. Эстетический уровень содержания этих сред («контент»), к сожалению, чаще всего невысок. С другой стороны, ценности и активность традиционной культуры, в том числе художественно-эстетической педагогики, мало представлены в этих новых информационных мирах».

Поэтому, делает вывод автор, «нужны модели и сценарии эстетически мотивированного информационного взаимодействия в новых средах между учителями и учениками и между самими детьми, необходимо найти на основе изучения реально сложившегося социально-психологического и информационного уклада детей и подростков новые способы вовлечения их в общение с искусством и/или по поводу искусства «на их собственной территории». Чтобы уже на этой основе применить наработанный десятилетиями богатый дидактический арсенал средств художественно-эстетической педагогики к новому информационному быту с интегративным использованием всех (не только электронных) сред, коммуникационных схем и каналов».

Вместе с тем, очевидно, что попытки «внедрения» высокотехнологичных инноваций часто встречают неприятие в сфере педагогов искусства – и далеко не всегда только по причине сложностей обучения «гуманитариев» навыкам владения компьютерами. Автор считает, что для такого отношения есть объективные причины. В тексте выделяются три аспекта проблемы, три существенных противоречия между:

— чувственно-предметной природой эстезиса и экранно-электронной – во взаимодействии с информационными технологиями;

алгоритмичностью и операциональностью педагогических технологий и глубоко субъектной, личностной природой эстетического воспитания;

— виртуальностью и необратимой, немножественной и ответственной реальной средой художественной практики.

Как пишет автор, «возможным методологическим решением, снимающим озабоченность художественно-педагогической общественности и открывающим возможности для эффективной модернизации, может стать четкий и однозначный консенсус профессионального сообщества по поводу того, что любые технологические инновации в эстетическом воспитании не должны деформировать саму природа эстезиса детей с его чувственной основой, личностной мотивацией и (в основном) вещественно-предметной реализацией. Другими словами, все нововведения, включая использование средств ИКТ, должны только дополнять традиционные и новые практики художественного образования, оптимизируя обработку информации (делая ее более доступной, полной, своевременной и т.д.) и способствовать облегчению коммуникациям всех субъектов процесса». Необходимо использовать ИКТ по их прямому назначению, зафиксированному в самом понятии: только как средство обработки и передачи информации, но не в качестве  универсального инструмента создания «новой педагогики» или «нового искусства».

Одним из таких «адекватных» направлений использования новых информационных сред в художественном образовании может стать интеграция, который посвящен вторая часть главы 5 монографии. Подробно описываются возможные подходы и конкретные механизмы интеграции через новые среды субъектов художественного образования и эстетического воспитания: учащихся, их родителей и членов их семей, педагогов и администраторов средних школ и учреждений допобразования, музейных педагогов, специалистов учебных заведений среднего и высшего профессионального образования в сфере искусства, представителей творческих профессий, научных сотрудников,  работников учреждений культуры и членов локальных сообществ городских районов, включая подростковые и молодежные группы. Отдельно рассмотрены возможности новых информационных сред для интеграции информационных ресурсов, процессов и всех вовлеченных художественное образование и эстетическое воспитание сторон институций.

В главе 6 «Международный опыт художественного образования и стратегические ориентиры ЮНЕСКО» А.Д. Ханнанов, опираясь на свой опыт работы в ЮНЕСКО, провел в контексте проблематики проекта анализ основных документов этой организации в области художественного образования и эстетического воспитания, включая «Дорожную карту художественного образования» 2006 года, «Сеульскую повестку дня» 2010 года, а также ряд конвенций, программных документов организации и исследований, выполненных под эгидой ЮНЕСКО. На этой основе автором были систематизированы существующие подходы и перспективные тенденции в следующих областях международной художественно-педагогической науки и образовательной практики, релевантных идущему в Москве процессу интеграции общего и художественного образования в рамках укрупненных комплексов:

— преподаватели художественных дисциплин и учителя общих предметов: интеграция компетенций;

— интеграция институций в условиях мегаполиса;

— образование в области искусств как инструмент реформирования образовательных структур;

— образовательные комплексы как среда обучения на протяжении всей жизни;

— роль образовательных комплексов в решении социальных и культурных задач локальных сообществ;

— продвижение локальных партнерств для художественного образования;

— совершенствование управления художественным образованием мегаполиса: роль коммуникаций и исследований.




UA-25369442