АНО "ИИТО"




«Августовские интенсивы» Департамента культуры г. Москвы

Рубрика : Повышение квалификации
03.09.2014

ДМШ им Гилельса 800АНО «ИИТО» приняла участие в программе повышении квалификации работников школ искусств, детских музыкальных и художественных школ Москвы. Серия мероприятий под уже хорошо известным названием «Августовские интенсивы» ежегодно проводится в конце лета Учебно-методическим центром развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы (УМЦ РОСКИ).

В этом году эксперты из сферы художественного образования, педагогики, психологии и других областей образовательной науки и практики провели занятия в различных форматах, включая лекции, семинары и тестирование. Кроме того, в рамках «Интенсивов» для преподавателей детских музыкальных и школ искусств в летнем кинотеатре парка Музеон состоялась серия открытых лекций представителей самых разных сфер московской культурной жизни.

Директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов провел обзорное занятие «Инновационные технологии в обучении музыке», посвященное актуальной теме модернизации системы художественного образования. В начале работы был проведен анализ сущности инноваций в образовании в контексте противопоставления понятий «метод» и «технология». Активный отклик со стороны слушателей получил поставленный вопрос «возможны ли инновации в обучении музыке?», который перешел в обсуждение неоднозначных и дискуссионных аспектов мотиваций (причин) для интеграции инноваций в такую сугубо консервативную область, как обучение академической музыке.

Кроме сугубо «внутренних», лежащих в логике развития художественных средств искусства, причин, А.Д. Ханнановым были выделены как возможные следующие группы «внешних» мотиваций для модернизации: изменения в социальной структуре общества за последние четверть века, смещение ценностных ориентаций современных детей и подростков (и их родителей), новые приоритеты государственной политики в области дополнительного и предпрофессионального образования, а также связанные с этим изменения в организационно-экономических моделях.

Особое внимание на занятии было уделено фундаментальному изменению информационно-технологического уклада детей и подростков, сопряженное с новыми способами генерации и потребления информации (включая эстетические практики), использованием сетецентреческих практик, новой эвристикой и значительными изменениями во взаимодействии педагога и обучающегося.

На этой основе А.Д. Ханнановым было выдвинуто предложение широко обсудить различные альтернативы для модернизации отечественной – одной из лучших в мире – системы академического художественного образования. Эти альтернативы не должны, по мнению А.Д. Ханнанова, сводится к призывам отказаться от «устаревшего» содержания, «не использовать слишком сложные методики», «запретить  авторитарные и репрессивные традиции обучения» и повсеместно применять в школах искусств компьютеры и дистанционное обучение.

Опора на базовые эстетические потребности детей в контексте эстетического освоения мира в сочетании с признанием (иногда жестко) нормативной функции (художественной) культуры и применением всего современного арсенала средств для интеграции («прорастания») системы художественного образования в повседневную жизнь локального социума и глобальную реальность виртуальных сетей – такие подходы, с точки зрения А.Д. Ханнанова, позволят модернизировать академическую традицию педагогики искусства не путем «замещения» нормами и технологиями обучения для индустрии шоу-бизнеса, а посредством ее развития и адаптации к новым условиям. Потребность «выхода» этой традиции за пределы стен школ искусств для воссоздания на новом этапе самовоспроизводящейся «экологии академической художественной жизни», безусловно, потребует значительных усилий для реализации новых организационных и информационных моделей работы этих учебных заведений, а также повышения квалификации их сотрудников.




UA-25369442