Директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов принял участие в Московской региональной научно-практической конференции «Совершенствование музыкально-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ на основе цифровых технологий», организованной УМЦ РОСКИ Департамента культуры г. Москвы и ДШИ имени М.А. Балакирева. Конференция проходила с 27 по 29 марта 2015 на площадках трех московских детских школ искусств и музыкальных школ – имени М.А. Балакирева, имени Н.Г. Рубинштейна и имени С.М. Майкапара.
Конференция была посвящена различных аспектам применения цифровых технологий в обучении музыке. Среди докладчиков были такие известные эксперты, как д.п.н., главный редактор журнала «Музыка и электроника» И.М. Красильников и доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского В.Н. Холопова.
В своем выступлении 28 марта на секции теоретических дисциплин в ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна А.Д. Ханнанов привел данные недавних исследований, свидетельствующие об актуальности использования социальных медиа в эстетическом воспитании детей в целом, и в художественном образовании, в частности. А.Д. Ханнановым была предложена возможная философско-эстетическая методологическая схема, описывающая коммуникативные взаимодействия между обучающимися и педагогами, которая может быть использована как основа для системного использования различных сетевых инструментов (включая социальные сети и интернет-сервисы).
С точки зрения А.Д. Ханнанова, ключевыми аспектами движения на пути эффективного использования возможностей новых информационных сред, в которых современные дети и подростки проводят много времени, должны стать три позиции. Во-первых, необходимо понимание работы с обучающимися музыке не только как с «группами», но и как с «сообществами» – что может помочь раскрыть потенциал детей и подростков в самоорганизующихся социальных структурах.
Еще одним важным направлением работы, с точки зрения докладчика, является изменение отношения к творческим результатам обучения детей, обычно не находящих своего слушателя и зрителя за пределами семьи обучающихся. В этом отношении идеология и практика UGC (UserGeneratedContent, «контент, создаваемый пользователями») – основы такого явления, как Веб 2.0 – может стать действенным средством вовлечения такого контента в культурный обиход, пусть даже и в ограниченной аудитории сверстников обучающихся.
С преодолением социальных границ между детьми, занимающимися академической музыкой и их одноклассниками и соседями связано третье предложение А.Д. Ханнанова. Директор АНО «ИИТО» призвал шире использовать такой базовый для социальных сетей вид коммуникативного взаимодействия, как «отзыв». Сеть как советчик и собеседник может стать для детей, обучающихся музыке, инструментом конструктивного квази-профессионального общения с другими детьми, что позволит им повысить свою самооценку, а также послужит мотиватором для дальнейшего обучения.
В качестве примеров использования социальных медиа А.Д. Ханнановым были приведены некоторые схемы применения сетевых сервисов (включая социальные сети) для собственно учебного процесса по музыкально-теоретическим дисциплинам непосредственно в классе, на уроках сольфеджио (сольфеджирование и диктант) и музыкальной литературы (разбор и обсуждение музыкальных произведений). Отдельно докладчиком были отмечены возможности, предоставляемые социальными медиа для вовлечения детей в занятия искусством, продвижения детских школ в информационном пространстве большого города и набора на этой основе контингента обучающихся.
Для реализации описанных задач А.Д. Ханнанов пригласил участников конференции к сотрудничеству в ряде готовящихся проектов АНО «ИИТО» в области использования социальных медиа в художественном образовании и эстетическом воспитании: ДШИ и ДМШ – в качестве пилотных площадок, а педагогов этих образовательных учреждений – в качестве экспертов. Одним из необходимых этапов таких проектов, по мнению директора АНО «ИИТО», должно стать повышение квалификации в области использования новых информационных сред в педагогике искусства.
Комментарии: