11 декабря 2014 года директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов в качестве приглашенного эксперта принял участие в семинаре-совещании по доработке и апробации профессиональных стандартов (ПС) в сфере образования, проведенном Департаментом госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО).
Как известно, ПС должны использоваться в двух направлениях: для регулирования трудовых отношений работников сферы образования (включая тарификацию, заключение трудовых соглашений, более известных как «эффективный контракт») и при разработке ФГОС педагогического образования. В настоящее время по всей группе вопросов доработки, апробации и имплементации системы ПС проходит сложное межведомственное взаимодействие Минтруда, профильных комитетов Госдумы, Минобрнауки (в случае с образовательными ПС) и Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
А.Д. Ханнановым был предложен ряд дополнений и редакционных правок для текста ПС «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Они касались тематики использования ИКТ: как именно трудовые функции учителя музыки, ИЗО, театрального или музейного педагога могут формулироваться в ПС с точки зрения использования информационных технологий. В числе других поправок разработчикам были направлены приведенные ниже варианты некоторых положений ПС:
«Необходимые умения:
— готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению обучающихся, в том числе посредством новых информационно-коммуникационных сред;
— …мотивировать и вовлекать их в познавательную и творческую деятельность с учетом современного информационного уклада;
— набирать и комплектовать группы обучающихся (в том числе при помощи новых коммуникационных сервисов и инструментов) с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ;
— …осуществлять интеграцию деятельности учреждения дополнительного образования в локальный культурный контекст, в том числе путем систематического информирования о своей деятельности;
— …использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе при необходимости использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы, а также информационно-коммуникационные среды) с учетом особенностей:
— …осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, инструменты удаленной поддержки обучения и сервисы информационно-коммуникационных сред (если это целесообразно);
— применять необходимые средства и сервисы информационно-коммуникационных сред для привлечения обучающихся, планирования, организации и проведения досуговых мероприятий, а также для распространения информации об их результатах;
— проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи (в том числе при помощи сервисов информационно-коммуникационных сред), в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях».
«Необходимые знания:
— основные правила и технические приемы создания на бумажных и электронных носителях и их размещения (публикации) в информационно-коммуникационных средах информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ;
— техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников, а также специфику общения посредством сервисов интернета и информационно-коммуникационных сред;
— характеристики различных методов, форм, приемов и средств (в том числе средств ИКТ) организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля)».
Комментарии: