15 мая 2015 года на площадке города мастеров «Мастерславль» прошел финальный этап городского Фестиваля (конкурса) проектных идей развития дополнительного образования, проведенный Московским институтом развития образования Департамента образования г. Москвы. Проект «Культуросообразная информационная среда интеграции общего и дополнительного образования в условиях профильного обучения и социального партнерства с учреждениями культуры», представленный образовательным комплексом «Школа №814» (и недавно вошедшим в его состав бывшим Центром детского творчества «Матвеевское»), стал одним из победителей финального этапа и конкурса в целом и был отмечен дипломом. Ранее этот проект по итогам работы экспертной комиссии вошел в число финалистов Фестиваля. Главными разработчиками проекта стали педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Школа №814» Е.В. Петрук, директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов, старший научный сотрудник Детского музея «Дом семейных традиций», эксперт АНО культуры и образования «Пролог» и Московского общественного Центра школьной театральной педагогики А.Б. Никитина в сотрудничестве с Кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО.
Фестиваль (конкурс) проектных идей развития дополнительного образования проводился с целью выявления инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей в области разработки перспективных направлений образовательной, организационно-управленческой, экономической деятельности и межведомственного взаимодействия.
Основными задачами проведения Фестиваля были:
— поиск новых подходов к задаче развития личности обучающихся, их социализации, профориентации в области востребованных экономикой города профессий;
— повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, реализующих услуги в сфере дополнительного образования, отработки механизмов партнерских отношений между системой образования и производителями товаров для детей и взрослых с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
— внедрение новых образовательных услуг, основанных на новых материалах и технологиях организации творческой деятельности, для детей и взрослых в сфере дополнительного образования.
Представленный на Фестиваль проект Школы №814 посвящен решению ряда актуальных вопросов, стоящих перед московским образованием. Как мотивировать детей – «цифровых аборигенов» – к чтению классической литературы и, в целом, к занятиям традиционной художественной академической культурой? Как сохранить и развить кадровый и методический потенциал учреждений дополнительного образования Москвы, вошедших в состав укрупненных образовательных комплексов? За счет чего можно преодолеть межведомственные барьеры в образовательных программах художественно-эстетической и культурологической направленности – в частности, в музейной педагогике?
Решения, предлагаемые в проекте, направлены на повышение качества и измеряемой результативности образовательной и воспитательной работы по социально-гуманитарному и филологическому направлениям при помощи использования культуросообразной информационной среды для интеграции общего и дополнительного образования, школьной и внешкольной деятельности в условиях профильного обучения и социального партнерства с учреждениями культуры.
Ключевым инструментом достижения указанных целей должна стать интеграция – организационно-методическая (основного и допобразования через дополнительные учебные предметы, эффективный учебный план и внеурочную деятельность, а также сетевой обучение) и информационно-технологическая («всепроникающая» среда, состоящая из портала, социальных сетей и других сервисов интернет). Оба направления интеграции прописаны в проекте в строгом соответствии с 273-ФЗ «Об образовании», федеральными государственными образовательными стандартами и нормативной базой Департамента образования г. Москвы. Предполагается, что будет осуществлена интеграция четырех типов между:
— профильными социально-гуманитарными и информационно-математическими классами;
— структурными подразделениями комплекса, ответственными за реализацию основных образовательных программ (в форме профильных классов) и структурными подразделениями, реализующими программы дополнительного образования;
— укрупненным образовательным комплексом в целом и музеями, библиотеками, клубами реконструкторов, некоммерческими организациями в формате сетевого обучения по музейным программам и культурно-образовательному туризму с поддержкой в новых информационных средах;
— школами, учреждениями культуры и корпоративным сектором с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Согласно проекту, содержательно эта интеграция будет заключаться в том, что работа над изучаемыми в рамках обязательных, дополнительных и предметов по выбору, темами по истории, русскому языку, иностранному языку, литературе будет сопровождаться рядом совместных со специалистами дополнительного образования учебных мероприятий, включая интерактивные программы в музеях с погружением в предлагаемые обстоятельства художественного произведения и/или исторического события, обсуждение художественных произведений и/или исторических событий по специальной методике, театрализованные представления, тематические балы, реконструкции и т.д. Все перечисленное предполагается «погрузить» в новые информационные среды (в том числе социальные сети) и, тем самым, приблизить к реальному информационному укладу детей и их родителей, сделать эту активность ежедневной привычкой.
Значительное место в проекте уделено повышению квалификации сотрудников образовательного комплекса. Планируется, что педагоги и администраторы школы, а также музейные педагоги пройдут обучение по использованию новых информационно-технологических сред.
Основным индикатором успешности проекта станет измеряемое повышение уровня оценок по итоговому сочинению в соответствии с новыми критериями, разработанными в 2014 году Федеральным институтом педагогических измерений и утвержденными Рособрнадзором. Кроме того, ожидается, что промежуточный мониторинг и оценка будут базироваться на отчетности по мероприятиям, в которых будут принимать участие задействованные в проекте обучающиеся (городские, федеральные и международные фестивали, конкурсы и олимпиады). Альтернативным методом объективного мониторинга станут технические средства фиксации активности участников проекта в новых информационных средах, а также материалы (портфолио), аккумулирующие в электронной форме результаты их творческой и учебной работы.
Коллектив АНО «ИИТО» будет рад сотрудничеству в разработке концепций, планов развития и конкретных проектов в области интеграции общего и дополнительного образования (а также социального партнерства и применения ИКТ в эстетическом воспитании) со школами и учреждениями дополнительного образования Москвы и других регионов России. Обращения можно отправлять непосредственно из формы обратной связи, размещенной на этом сайте, или по электронной почте на официальный адрес Института info@ano-iito.ru.
Комментарии: