АНО "ИИТО"




Доклад в МГУ им. М.В. Ломоносова

Рубрика : Конференции
15.10.2013

Выступил на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова – в рамках пленарного заседания конференции «Возрасты образования: социальное и личностное измерения». Представлял промежуточные результаты разработок нового направления в рамках исследовательской программы АНО «ИИТО», которые формулируются, скорее, как вопросы на будущее, нежели чем ответы. Был также использован опыт общения с большим количеством преподавателей московских школ, полученный в рамках проведения курсов повышения квалификации за последние три года.

Директор АНО "ИИТО" А.Д. Ханнанов выступает в МГУ им. М.В. Ломоносова, октябрь 2013 г.Тема сообщения – «“Золотой запас детства”: (не)утилитарные стратегии общего образования и эстетические коммуникации подростков в сети интернет». Получил приглашения выступить в двух российских регионах, чему очень рад. Значит, идеи и проекты, которыми «болею» последнее время, заинтересовали людей.
Большое спасибо Елене Владимировне Брызгалиной за энциклопедический доклад и (внешне, для участников) легкую и изящную организацию конференции!

Основные смысловые точки доклада: в нашем образовании было реализовано немало утилитарных стратегий. Например, утилитарное как «полезность ratio» в противовес эмоционально-чувственному (эстетическому) в «школе учебы» в 30-50-е годы. Или утилитарное как «практичное» в смысле «приближенное к производству, к заводу» в хрущевской «школе жизни» (1958 год).  Утилитарное как «прагматичное» в 90-е годы или как «эффективное управление» в 2000-е.

С каждым разом в школе все меньше оставалось пространства и ресурсов для абсолютно неутилитарного художественно-эстетического воспитания. Но, удивительно, что лишив ребенка фантазий, образов и «украшений мира», снабдив его навыками проектной работы и менеджерства, обучив английскому языку и компьютеру и вытолкнув в т.н. «реальную, практическую = экономическую жизнь», мы получаем двадцатилетних инфантилов, неспособных к самостоятельной активной деятельности.

Выясняется, что путь в реальность представляет собой далеко не прямую дорогу. Если у ребенка не сформировать чувства причастности к миру, возникает отчуждение и эмоциональная тупость. Более того, вне чувственно-эмоционального «проживания-переживания» не происходит формирование личности, нереализуем автопоэзис в смысле «poiesis’а», осмысления в процессе миротворения. Все это возможно только средствами и в традиции художественно-эстетического освоения мира. Не случайно «поэзис» и «поэт» — однокоренные слова… .

Материалы конференции доступны в формате Microsoft Word здесь и в формате PDF здесь.




UA-25369442