Директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов принял участие в работе Второго конгресса Общества теории музыки, который состоялся в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с 26 по 29 сентября 2015 года. Ниже публикуются тезисы выступления.
Технологизация и виртуализация музыкальных коммуникаций детей и подростков: философско-эстетические и педагогические аспекты. Тезисы выступления.
Формы, уровень и масштаб проникновения средств ИКТ в жизнь детей и подростков становится значимым фактором формирования основных навыков и знаний, формирования личности и социальных связей, и, разумеется, эстетического освоения мира. Благодаря мобильным устройствам и проникновению беспроводного интернета дети получают информацию практически везде и при самых разных видах деятельности: «в будни /ежедневно – прим. А.Х./ в интернете от 3 до 8 часов проводят 37% подростков, в выходные — практически каждый второй (47%). … От 5 до 12 часов и больше ежедневно в будни в интернете проводит каждый восьмой ребенок, в выходные — каждый четвертый»[1].
«Потребляемая» таким образом информация далеко не всегда культурно значима, но практически всегда эстетически нагружена – в значительной мере это относится к музыкальному материалу. Современные дети и подростки практически постоянно находятся в информационной среде со значительным эстетическим наполнением.
При этом ценности и активность традиционной культуры, в том числе академической музыкальной педагогики, мало представлены в этих новых информационных мирах. Необходимо осмысление новых способов бытования искусства в целом и музыки в подростковой среде. Нужны модели и сценарии эстетически мотивированного информационного взаимодействия в новых средах между учителями и учениками и между самими детьми.
Но разработка новых, адекватных реальному информационному укладу детей и подростков форм и методов обучения встречает значительное сопротивление музыкально-педагогической общественности. Во многом это связано с опасением технологизации обучения с ее «бессубъектностью», операциональностью и алгоритмичностью задания педагогических целей и средств их достижения.
Опасения вызывает также «виртуализация» музыкально-педагогических коммуникаций и специфика экранных форм взаимодействия и восприятия. Как пишет С.С. Хоружий, «виртуальная реальность – недо-выступившее, недо-рожденное бытие, и одновременно – бытие, не имеющее рода, не достигшее «постановки в род». Это — недород бытия в смысле таксономических категорий, равно как и в смысле рождающего бытийного импульса»[2].
Возможным методологическим решением, снимающим озабоченность педагогов-музыкантов, может стать четкий и однозначный консенсус профессионального сообщества по поводу того, что любые технологические инновации и применение технических средств в эстетическом воспитании и музыкальном образовании не должны деформировать саму природа эстезиса детей с его чувственной основой, личностной мотивацией и (в основном) вещественно-предметной реализацией. В качестве философско-эстетического базиса для такого консенсуса можно предложить еще античную традицию осмысления эстетического освоения мира как совокупности трех, в основе своей, коммуникационных, типов взаимодействия человека и мира – мимезиса, экстазиса и поэзиса (например, в трактовке С.А. Смирнова[3]).
Другими словами, все нововведения, включая использование средств ИКТ, должны только дополнять традиционные и новые практики художественного образования, оптимизируя обработку информации (делая ее более доступной, полной, своевременной и т.д.) и способствовать облегчению коммуникациям всех субъектов процесса. Для чего, собственно, по определению и предназначены средства ИКТ, но отнюдь не для замещения традиционных методов, содержания и форм педагогики искусства «электронными» и «виртуальными».
[1] Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. / Г.В. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 5.
[2] Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С.С. Хоружий // Вопросы философии. – 1997. – № 6. С. 63.
[3] Смирнов С.А. Антропология образования: дискурс и практика или Образование как институт человека // Человек.RU. Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2012. – №8. URL: http://antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov57 (дата обращения: 08.02.2015).
Комментарии: