АНО "ИИТО"




ИКТ для трансграничного художественного образования

Рубрика : Конференции
16.02.2014

АНО «ИИТО», по приглашению декана художественного факультета Университета Российской академии образования (РАО) проф. Л.А. Неменской, приняла участие в научно-практической конференции «Движение времени в зеркале художественного образования», посвященной XX-летию художественного факультета Университета РАО.

А.Д. Ханнанов и В.О. Романков худ_факультете УнивРАОПреподаватели художественных и педагогических факультетов, учителя изобразительного искусства художественных школ и школ искусства, сотрудники художественных музеев, художники и искусствоведы, научные сотрудники, студенты и аспиранты обсудили вопросы традиций и инноваций художественного образования и формирования в этом контексте художественно-образовательной среды.

В рамках конференции заместитель директора по предметам изобразительного искусства ГБОУ СОШ №1188 г. Москвы с углубленным изучением изобразительного искусства В.О. Романков рассказал об итогах своей работы в качестве члена жюри Международного детского художественного конкурса в Гонконге. Как известно из некоторых исследований, русская академическая школа изобразительного искусства, построенная на системах обучения А.П. Лосенко, И.Н. Крамского и П.П. Чистякова, востребована во многих странах региона.

Развивая эту тему в контексте заявленной проблематики научно-практической конференции, директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов предложил использовать информационные и коммуникационные технологии для международного сотрудничества в сфере художественного образования детей – в частности, для Юго-Восточной Азии. У сотрудников АНО «ИИТО», развивающих направление «Международное сотрудничество», уже установлены рабочие контакты с коллегами в этом регионе: в Пекинском (Столичном) педагогическом университете в Китае, в Национальном университете Пусана в Южной Корее, в Университете Шрипатум в Таиланде и в ряде других учебных центров. Особенно тесное сотрудничество сложилось с Открытым университетом Гонконга, где был реализован проект по разработке и наполнению международной электронной библиотеки (базы знаний) по дистанционному образованию.

Практика показывает, что использование средств информационных технологий в художественном образовании имеет ряд серьёзных ограничений. Самое существенное заключается не столько в несовершенстве современных технических средств или каналов связи, сколько в самой природе художественного творчества как вида деятельности человека. Искусство имеет существенно двойственный, материально-идеальный характер: творец всегда (даже в литературе, если вспомнить о динамике текста и тела как органического субъективного опыта писателя, по В. Шкловскому) первично имеет дело с предметной средой – красками и холстом, музыкальными инструментами, собственным телом – и только на этой основе создает свое высказывание, предназначенное для чувственного восприятия. Другими словами, сведение взаимодействия учителя и ученика в художественном образовании к только лишь информационному обмену (легко переводимому в чисто электронную форму), вне конкретной вещественной среды, проблематично.

Кроме того, при всей разработанности методик художественного образования непосредственно сам процесс обучения в этой сфере плохо технологизируем, т.е. его сложно эксплицировать в вербальную форму и формализовать. Ведь для этого – преимущественно ремесленного по типу – вида деятельности характерен большой объем ручных действий, трудно передаваемых через электронные среды на расстоянии, а обучение во многом строится на эмпатическом взаимодействии. Как следствие, для большинства видов искусства оптимальной формой обучения является индивидуальное (или микрогрупповое) обучение – в отличие от практикуемой, например, при дистанционных технологиях обучения трансляции образовательного контента для больших (или огромных) групп слушателей.

Предлагаемый АНО «ИИТО» подход учитывает перечисленные трудности и проблемы использования средств ИКТ в эстетическом воспитании. Система методик и средств ИКТ, по мнению специалистов Института, не должны подменять сущностные процессы взаимодействия художественного обучения, но погружать это взаимодействие в новую информационную среду, которая должна быть катализатором вовлечения детей в занятия искусством и учитывать сложившийся «коммуникационный быт» современных детей и подростков. Конкретные «ноу-хау» этого подхода директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов, зам. директора ГБОУ СОШ №1188 В.О. Романков и декан художественного факультета Университета РАО Л.А. Неменская договорились развивать в ряде совместных пилотных проектов.


Комментарии: