АНО "ИИТО"




Заседание городского методического объединения

Рубрика : Профессиональные сообщества, Социальные сети
24.04.2015

ЦентрКО 23.04.15Директор АНО «ИИТО» А.Д. Ханнанов в рамках развития научно-методического направления деятельности Института провел 23 апреля 2015 года заседание городского методического объединения педагогов дополнительного образования детей «Через сотрудничество – к творчеству» на базе Московского городского центра детского творчества «Культура и Образование». Объединение создано с целью развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования и повышения их профессионального мастерства.  Заседания проходят в форме тематических семинаров, мастер-классов, занятий на базе детских образцовых коллективов, посещений занятий профессиональных коллективов, лекционных занятий и семинаров.

Как и на одном из недавних мероприятий, темой заседания в этот раз стало использование социальных сетей и социальных медиа в целом в учреждениях дополнительного образования системы Департамента культуры города Москвы – детских музыкальных, хореографических и художественных школах, детских школах искусств, центрах и дворцах творчества. В работе методического объединения приняли участие педагоги дополнительного образования художественного-эстетического направления (музыка, изобразительное и художественно-прикладное творчество, хореография, народное творчество, театр и т.д.), а также методисты и администраторы из различных учреждений дополнительного образования г. Москвы.

А.Д. Ханнанов рассказал о типах и видах социальных сетей, о соотношении понятий «социальные сети», «социальные медиа» и «цифровые медиа». Значительное внимание было уделено анализу сущностных характеристик социальных медиа, знание которых необходимо для эффективного использования этих сервисов, в том числе в сфере образования и культуры. В частности, акцент был сделан на нелинейной природе сетевого информационного взаимодействия, различиях в управлении учебной группой и сетевым сообществом, важности вовлечения в сетевой оборот информации (контента), созданной пользователями (UGC).

Участники заседания активно обсуждали негативное воздействие социальных медиа на детей и подростков. «Цифровая деменция» и интернет-зависимость, вытеснение реального общения, виртуализация, гипертрофированная публичность в сочетании с анонимностью, негативный и эстетически заниженный контент – эти и другие вопросы, по общему мнению, требуют профессионального рассмотрения со стороны педагогического сообщества и проведения активных действий по конструктивному освоению пространства социальных медиа для их «окультуривания», увеличения количества позитивного контента в процессе педагогически осмысленного взаимодействия с детьми.

Методологической базой такого взаимодействия для сферы художественного образования, по мнению А.Д. Ханнанова, может стать коммуникативная природа процесса эстетического освоения мира ребенком, а также механизмы информационного обмена в большинстве типов учебных действий – предметных, личностных, познавательных и т.д. Именно в подчиненности сущностным коммуникативным задачам художественного образования и эстетического воспитания – а не абстрактным или заимствованных из других сфер социальной жизни шаблонам – по мнению ведущего методического объединения, заложена эффективность применения социальных медиа.

Попыткой «приземлить» общие принципы использования социальных медиа в интересах эстетического воспитания к реальной организационно-правовой ситуации в системе дополнительного образования стал проведенный на методическом объединении анализ возможностей применения онлайн сервисов по отношению к требованиям  разрабатываемого в настоящее время (в контексте внедрения эффективного контракта) профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Ведущим заседание методического объединения было показано, что для  большинства прописанных в профстандарте трудовых функций – таких, как «набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе / отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе», «стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях», «консультирование обучающихся и их родителей», «текущий контроль», «организация и проведение досуговых мероприятий», «организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий», «организация и(или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых» – существует целый набор социально-сетевых онлайн сервисов, которые могут помочь в реализации этих трудовых функций в условиях нового информационного уклада обучающихся и их родителей.

Отдельно были рассмотрены вопросы управления интеграцией в социальные медиа на уровне учреждения дополнительного образования. Кто должен/может разрабатывать цифровую стратегию детской школы искусств? Какими могут быть финансовые затраты при ее реализации и стоит ли привлекать для этого специализированные цифровые агентства? Как решить вопрос кадрового обеспечения и какими могут быть модели партнерства? Как оценить эффективность использования социальных медиа в ДШИ и как они могут стать инструментом мониторинга эффективности  основной деятельности школ искусств? При обсуждении этих и других вопросов большинство участников заседания согласились с тем, что разработка и реализация цифровой стратегии учреждения дополнительного образования детей требует специфических организационно-экономических решений.

Для разработки таких решений, обмена опытом и повышения квалификации директор АНО «ИИТО» пригласил и участников состоявшегося заседания методического объединения, и всех заинтересованных специалистов и учреждения системы дополнительного образования города Москвы к сотрудничеству с АНО «ИИТО» в рамках ряда намечаемых на этот год проектов.

По итогам работы заседания были сформулированы основные методические рекомендации по использованию социальных медиа в художественном образовании и эстетическом воспитании, а также достигнута договоренность о проведении в ближайшем будущем подобных мероприятий на базе других учреждений системы дополнительного образования города.


Комментарии: