АНО "ИИТО"




Убит ли гуглом каталог как информационный сервис?

Рубрика : Публикации
16.05.2014

Catalogue 800Этот вопрос важен для самых разных специалистов в области управления знаниями, библиотечного дела и, разумеется, электронного и дистанционного обучения. В том числе для АНО «ИИТО» – как с исследовательской точки зрения, так и для разработки систем дистанционного обучения и электронных библиотек. Лоркан Демпси (Lorcan Dempsey) в своей главе из сборника с характерным названием «Каталог 2.0: основной опыт пользователя» утверждает: нет, не убил. Мы считаем, что работа Демпси может быть интересной для тех отечественных специалистов, кто учил не английский язык, и поэтому приводим ниже изложение основных тезисов статьи.

Тринадцать аспектов этой темы разбиты исследователем на три направления: помимо очевидной сетевизации, приведены интересные соображения по поводу краудсорсинга (как систематизации и интеграции поискового опыта) и новых схем генерации метаданных на институциональном уровне, а также автоматизации бизнес-процессов–на организационном.

Несмотря на то, что каталог в процессе реконфигурации испытывал изменения, которые могли привести к его исчезновению в качестве отдельного компонента библиотечного сервиса, в настоящее время (по мнению автора) существует возрождение интереса к каталогу и каталожной информации.
Общий контекст изменений – переход от мира распределения физических носителей (книг) к цифровой дистрибуции.

Одновременно фокус смещается с локального (библиотека, книжный магазин и пр.) к сети. Автор вводит два понятия для описания главных трендов каталожного дела в сетевой среде:
— «attention switch» — условно переведем как «переворот внимания». Это понятие подразумевает переход от традиционной ситуации «мало информационных ресурсов – (избыточно) много поисковых усилий» к ситуации «(избыточно) много информационных ресурсов – снижающееся количество мотиваций, времени и усилий пользователя для поисковых действий»;
— «workflow switch» — «библиотека на рабочем месте»: рабочие процессы, связанные с поиском и работой с информацией более не концентрируются физически вокруг книжных хранилищ (библиотек и пр.), как это было, например, при создании университетских кампусов. Теперь уже библиотеки и их сервисы должны подстраиваться под условия рабочей среды (например, офиса). А каталог становится одним из институциональных инструментов.

Далее кратко по пунктам статьи.
1. Переход от институционального (локального) к глобальному (Веб) поиску не всегда отвечает интересам пользователя, поскольку при этом часто теряется институциональный контекст, географическая привязка, индивидуальные предпочтения и пр. аспекты локализации (персонализации). Возможные решения для таких институциональных инструментов, как каталог, перечисляются автором: стратегии консолидации (HathiTrust, Worldcat, Europeana, Melvyl, Libraries Australia), синдицирование (распознавание пользователя как принадлежащего к определенной организации) или открытые подходы (через API).

2. Представленность каталога в различных платформах.
С точки зрения автора, необходимо делать каталоги рабочими не только в классическом веб-представлении, но и для мобильных платформ и для социальных сетей.

3. UGC («контент, генерируемый пользователем») для каталогов.
Предлагается снабдить каталоги средствами отслеживания и агрегации социального взаимодействия пользователей в процессе работы: «обогатить» этот сервис рецензиями, рекомендациями, рейтингами и пр., что, в частности, должно помочь в решении проблемы избыточности информации. Один из примеров здесь.

4. От простого поиска к пошаговой навигации.
Предлагается внедрить в каталожных сервисах подходы постепенного уточнения поискового запроса («интеллектуальный поиск», «экспертные системы»). Приводятся пример и еще один.

5. Интеграция сервисов и контента на вебсайтах библиотек.
Речь в данном пункте идет о том, что типичный вебсайт библиотеки содержит разделы и сервисы, разные по природе и малоинтегрированные с точки зрения обслуживания пользователей (читателей). Для эффективного поиска и получения информации все разнообразные инструменты вебсайтов библиотек необходимо интегрировать на глубинном уровне.

6. Четыре источника метаданных для современных каталогов в сети.
Автором предлагаются следующие: созданные специалистами, полученные в краудсорсинге, (автоматически) сгенерированные машинами, интенциональные (полученные в результате анализа использования каталожных записей, их ранжирования пользователями, рекомендаций и т.д.)

7. Приближение к пользователю.
В данном случае речь идет о том, что библиотеки и их каталоги должны инициативно входить в рабочую среду организаций с использованием следующих подходов:
а) институционального и/или персонального курирования;
б) синдицирования (прямого встраивания каталогов в другие информационные сервисы организация, например, LMS или студенческий портал);
в) «выманивания» пользователей обратно в каталожную среду за счет вынесенных за пределы каталогов библиотечных инструментов (например, тулбар Libx).

8. «Импорт-экспорт».
Речь в данном пункте автор ведет о том, что каталоги современных библиотек должны обладать инструментарием импорта каталожных данных из внешней среды и, одновременно, экспорта информации во внешние по отношению к локальному хранилищу, каталоги (например, о работах, выполненных исследователями данного университета).

9. От каталога коллекции к каталогу библиотеки.
В данном пункте автор рассуждает о том, что каталоги должны предоставлять информацию не только собственно по коллекции, но и экспертным и другим возможностям (сервисам), имеющимся в библиотеке.

10. Коллекция коллекций.
На сетевом уровне речь должна идти об интеграции каталогов на меж-институциональном уровне, например, как в системе Университета Калифорнии, или консорциуме Orbis Cascade alliance.

11. Каталоги и собрания печатных книг.
Автор утверждает, что просматривается тенденция «отрыва» каталогов от собрания книг как физических печатных носителей. Библиотеки часто отказываются от печатных книг. Это приводит к тому, что в силу разных причин (большей частью экономических) все большее распространение получают попытки объединения усилий разных организаций (не только библиотек) для совместного сопровождения печатных коллекций. Для этих инициатив необходимо каталожное сопровождение (примеры приводятся).

12. Каталог как инструмент «знаниевой организации».
Задача, по мнению автора, состоит в том, чтобы осуществлять в каталоге «привязку» каждой вновь поступающей «единицы хранения» к сети знаний, уже имеющихся в институции (за счет коллокации, взаимных ссылок и т.д.). В первую очередь это становится доступным за счет обогащения типов и видов библиографического описания.

13. Каталогизация в сети: масштабы и типы взаимодействия.
Под масштабированием подразумеваются уровни: институциональный, групповой (надинституциональный) и веб-уровень (глобальный). При этом второе измерение каталогизации образует тип взаимодействия: партнерский, публичный и внешний. Наложение двух координат дает систему взаимодействия каталогов, представленную в статье схемой (см. оригинал статьи по ссылке сверху), в которой также указаны примеры из библиотечной практики.




UA-25369442