АНО "ИИТО"




Конференция по детскому народному творчеству

Рубрика : Конференции
07.11.2015
Боронина 800

Выступает Е.Г. Боронина

Что из того, что делают современные дети, можно назвать «народным художественным творчеством»? Могут ли электронные гаджеты и социальные сети стать инструментом приобщения к национальным традициям? Что ожидает педагогов по фольклору и декоративно-прикладному искусству в условиях реформы системы дополнительного образования?

Эти и другие вопросы обсуждались на конференции «Традиции и инновации художественно-эстетического воспитания в информационном обществе», организованной 3 ноября 2015 года АНО «Институт информационных технологий в образовании» совместно с Ассоциацией участников рынка артиндустрии в рамках Межрегионального межведомственного образовательного форума для специалистов системы дополнительного образования «Достояние России. Народная художественная культура – детям».

На конференцию были приглашены руководители и педагоги дворцов и центров творчества, детских школ искусств, художественных и музыкальных школ, творческих студий, культурно-досуговых учреждений, методисты, воспитатели и учителя ИЗО, музыки и технологий образовательных комплексов, руководители и преподаватели профильных образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, психологи, культурологи и специалисты интернет-индустрии.

В первой части конференции известные эксперты приняли участие в панельной дискуссии «Народное художественное творчество детей: традиции и инновации в информационном обществе», посвященной обсуждению актуальных проблем  воспроизводства традиционных укладов художественно-эстетической активности детей и поддержки и развития новых форматов народного художественного творчества в детской среде. Среди обсуждавшихся на дискуссии тем можно выделить следующие:
— реальная эстетическая среда детей и подростков: народные промыслы и фольклорные традиции в мире гаджетов;
— «контент» традиционного народного художественного творчества: способы вовлечения в повседневную эстетическую практику детей и подростков;
— новые форматы художественного творчества детей и новые программы обучения учреждений допобразования;
— современные обряды детей и подростков: музыка, танец и изобразительный ряд в информационном обществе;
— современные технологии и материалы на занятиях декоративно-прикладным искусством и ремеслами;
— организационные и информационно-технологические механизмы эффективной интеграции основного и дополнительного образования для развития художественно-эстетического воспитания;
— социальное предпринимательство и государственно-частное партнерство в развитии народного художественного творчества детей.

Некрасов 800

На сцене – К.А. Некрасов

Ольга Алексеевна Гуркина, научный сотрудник сектора мониторинговых исследований Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского городского психолого-педагогического университета, представила данные, демонстрирующие степень вовлеченности школьников в виртуальные взаимодействия в социальных сетях, функции социальных сетей в жизни школьников, основные риски и преимущества использования данных интернет-ресурсов, в том числе для целей эстетического воспитания и приобщения к национальным художественным традициям.  В сообщении были использованы результаты исследования «Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника» (полный текст можно загрузить здесь http://мгппу.рф/projectdocuments/download/635), выполненного Центром.

Елена Германовна Боронина, к.п.н., заведующая научно-методическим отделом Государственного центра русского фольклора Министерства культуры РФ, заведующая сектором традиционной народной культуры Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, руководитель фольклорно-этнографической студии на Воробьевых горах «Оберег», вице-президент Европейской фольклорной культурной организации (EFCO), рассказала о том, как выросла представленность фольклорных коллективов в интернете на фоне повышения интереса к традиции в обществе и как это может способствовать приобщению детей к народной культуре. Участникам конференции  были продемонстрированы примеры бытования народных обрядов среди современных детей.

Константин Александрович Некрасов, председатель Городского экспертного совета по фольклору, руководитель Методического центра дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства отделений фольклора Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы, зав. заведующий фольклорным отделением ГБОУДОД «ДШИ № 14» был сдержан в своей оценке возможностей интернета и социальных сетей. С его точки зрения, просто наполнение повседневной информационной среды народной художественной культурой будет иметь смысл только тогда, когда у детей появится устойчивый интерес к национальным традициям – для чего необходимо приобщение через семью и школу (не ограничиваясь системой дополнительного образования) в контексте общекультурного воспитательного процесса.

Соколова 800

Сообщение М.А. Соколовой

Руководитель отдела реализации творческих проектов ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр»» Татьяна Борисовна Клевцова в своем сообщении рассказала о большой работе своего учреждения по вовлечению детей в традиции народного художественного творчества, проводимой Школой и используемых для этого традиционных и инновационных форматах (включая взаимодействие через официальные аккаунты Школы в Фейсбуке и в ВКонтакте). В качестве примера был представлен опыт проведения на базе ДШИ «Центр» Городского фольклорного конкурса «Золотые россыпи России», в котором приняли участие 22 коллектива из образовательных учреждений Департамента культуры и Департамента образования города Москвы – солисты, фольклорные ансамбли и ансамбли народной песни, всего более 470 человек.

Мария Александровна Соколова, педагог-организатор структурного подразделения «Культура и искусство» ГБПОУ г. Москвы «Первый образовательный комплекс» (бывший Колледж художественных ремесел №59), рассказала о профессиональной подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства и роли ИКТ в этом процессе (на примере создания цифрового музея колледжа).

Наталья Леонидовна Денисова, заместитель заведующего Музейно-просветительским центром Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства представила вниманию участников конференции разнообразные программы и мероприятия образовательной деятельности Музея, направленные на привлечение внимания подрастающего поколения к ценностям народной художественной культуры. Н.Л. Денисова также рассказала о ведущейся в настоящее время работе по созданию виртуального музейного центра, призванного детей вовлечь посредством интернета в музейное пространство и «ввести в оборот», в практику эстетическое воспитания  богатейшую коллекцию ВМДПНИ.

Денисова 800

Доклад Н.Л. Денисовой

Александр Сергеевич Муратов, руководитель проекта «Интернет-портал детского медиа-творчества «Пробумеранг ТВ» продемонстрировал в режиме онлайн возможности размещения в этой социальной сети видеоматериалов, снимаемых о детских фольклорных коллективах – как иллюстрацию некоторых актуальных тенденций  использования современной информационной среды и конкретных способов интеграции в нее процессов и контента народного художественного творчества.

Во второй части конференции, на практическом семинаре «Возможности социальных медиа для эстетического воспитания и художественного образования» директор АНО «ИИТО» Азат Дамирович Ханнанов познакомил участников конференции с основными принципами использования социальных медиа в дополнительном образовании художественно-эстетического профиля, включая компетенции, прописанные в находящемся в стадии утверждения профессиональном стандарте педагога дополнительного образования. Особое внимание было уделено рекомендациям для учреждений дополнительного образования и отдельных педагогов по созданию и педагогически эффективному ведению различного типа сообществ в социальных медиа.

В заключительной части практического семинара были наглядно продемонстрированы возможности по использованию ряда онлайн сервисов, работающих в идеологии Веб 2.0 и позволяющих сотрудникам сферы образования и культуры без каких-либо специальных навыков в области программирования создавать, редактировать и обмениваться различного типа документами (включая опросные листы), планировать, организовывать и согласовывать с коллегами, учащимися и родителями учебные и иные мероприятия, вовлекать детей в различные формы учебно-воспитательной активности (включая внеурочную), использовать трансмедийные технологии коммуникаций и т.д.

Практический семинар «Возможности социальных медиа для эстетического воспитания и художественного образования» был построен как обзорное занятие по одноименному курсу АНО «ИИТО» и по просьбе некоторых участников семинара в настоящее время проходит подготовка по набору групп для обучения в формате 72 и/или 36 часов с выдачей свидетельства установленного образца. По вопросу записи на обучение можно обращаться непосредственно со страницы «Контакты» данного сайта, заполнив форму для обращений.


Комментарии: